Оптина Пустынь является местом нескончаемого паломничества православных христиан и по-особому дорога для каждого человека. Дивная обитель прославила Русь своими святыми старцами и стала прибежищем и утешением для всех обездоленных. В 19-начале 20 века эту благодатную обитель считали маяком русской интеллигенции, а для крестьян и ремесленников каждый старец был «как отец родной». К оптинским старцам тянулись все, кого оглушило, обожгло, испугало железное грохотание движущегося времени. Они бросились искать спасения. И многие – в Оптину, чтобы услышать слово старца, получить поддержку, возродиться душою в Боге. Подробнее о том, как это всё было, рассказывает книга, вышедшая в свет в издательстве Оптиной пустыни под названием - «Оптинские были».
***
1. Книга «Оптинские были. Очерки и рассказы из истории Введенской Оптиной пустыни» — это переиздание широко известных и любимых читателями очерков и рассказов из истории обители, созданных ныне почившим монахом Лазарем (Афанасьевым), горячо любившим Оптину и служившему ей до последних своих дней. Автор проникновенно, с любовью и благоговением воссоздает атмосферу монастыря на широком общественно-историческом фоне. Многие рассказы почерпнуты им из Летописи скита, уникального источника, написанного самими насельниками. Повествование охватывает двухсотлетний период истории Оптиной пустыни – от возродившего ее в конце XVIII века игумена Авраамия до нового возрождения в веке ХХ.
2. Открывает издание глава под названием «Судьбы России». Здесь собраны предсказания старцев о будущем нашей страны, они переживали за Россию, много говорили о скорбях, которые ее ждут. Так, например, в своих письмах старец Макарий отмечал, что «Запад сильно вооружается на Православие». Это было написано в 1856 году. В 1859-м, в ноябре, он пишет своему адресату: «Сердце обливается кровью при рассуждении вашем о нашем любезном отечестве, России, нашей матушке: куда она мчится, чего ищет, чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным, мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится?»
3. Следующая глава повествует о том, как возрождалась упраздненная при Петре Первом Оптинская обитель. Как рассказывает автор, нет исторических известий о том, когда основана была Оптина Пустынь. Первые письменные упоминания о ней относятся ко времени царствования Бориса Годунова, то есть к 16 веку, но тогда обитель уже существовала как старая. Иеромонах Ераст (Вытропский), автор «Исторического описания Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита», предполагает, что Оптина появилась в домонгольский период, примерно в середине 13 века. В дальнейшем, с конца 16 до конца 18 века обитель переживала тяжелые времена и не однажды бывала на краю гибели, то есть исчезновения.
4. А указом Синода 1724 года, еще при Петре, Оптина была упразднена с передачей имущества в Спасо-Преображенский Белевский монастырь, братия переселена туда же. О. Ераст писал: «Что касается братии Оптинского монастыря, то должно полагать, что они, согласно монашеским обетам, переносили разгром Пустыни с покорностью воле Божией. Хотя исполнители предначертаний Петра I и требовали, чтобы звания Оптиной Пустыни нигде и никогда не упоминалось, но братия не падала духом и терпеливо ждала лучших времен для своей Обители». И эти времена наступили. Прошло всего два года, и Господь чудесно возродил Оптину Пустынь. Было это уже при императоре Павле 1. При помощи митрополита Платона он начал дело возрождения в России монашеской жизни.
5. А над возрождением обители немало потрудился ее настоятель - «Раб Божий огородник Авраамий». Так называется глава, об этом «дельном» монахе, понесшем множество неусыпных трудов, будучи 30 лет в настоятельской должности Оптиной Пустыни. Через четыре года после кончины о. Авраамия близ Оптины чудесным образом возник Иоанно-Предтеченский Скит – «вертоград старчества». О нем рассказывает следующая глава «По образу древних», состоящая из 15 частей. В прологе монах Лазарь с любовью пишет о святой обители: «Трепет объемлет, когда подумаешь, насколько священна эта земля, вот этот малый участок русских пространств, на котором расположен Иоанно-Предтеченский Скит Свято-Введенской Оптиной Пустыни!
6. Не оградой из камня или дерева он обнесен, сохраняя в себе, несмотря на все катастрофические повороты истории, благодатный мир Христов. Он огорожен от мира живой, не умолкающей молитвой, достигающей небес: молитвой великих преподобных старцев Оптинских, многих поколений живших здесь иноков, богомольцев, собиравшихся сюда со всей Святой Руси. Сколько здесь было пролито слез, сколько прозвучало чистосердечных исповедных признаний, сколько разорвано было бесовских пут, сколько надежд возродилось!». Монах Лазарь (Афанасьев), будучи сам насельником Оптиной обители, проникновенно, с чувством благоговейной любви и благодарности изображает эту жемчужину русского духа и культуры.
7. «Оптинские были» откроют читателю страницы жизни прославленных оптинских старцев: преподобных Макария, Амвросия, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Нектария. Их жития, духовные наставления, размышления и пророчества о судьбах России обладают непреходящей ценностью. Книга познакомит читателя с замечательными подвижниками: иеромонахом Климентом (Зедергольмом), архиепископом Ювеналием (Половцевым), архимандритом Мелхиседеком (Коротким), иеросхимонахом Флавианом (Маленковым) и многими другими. Рассказывается в ней и о замечательных людях, близких Оптиной, например, о супругах Иване Васильевиче и Наталии Петровне Киреевских, о их деятельности, о том, как они любили старца Макария, как приезжали к нему, как и сам старец приезжал к ним, чтобы заниматься переводом аскетической литературы.
8. Есть глава под названием «Милые Прыски», повествующая о семье великого князя Константина Константиновича Романова, которая приобрела имение рядом с Оптиной, и вся семья князя любила бывать в обители и молиться там. Рассказывает автор и о писателе-философе Константине Николаевиче Леонтьеве, о семье тульских помещиков Ключаревых и их особенной роли в истории обители, о незаметных подвижницах-монахинях, трудившихся на монастырском скотном дворе. Несколько глав посвящено современности: убиенным на Пасху 1993 года иеромонаху Василию, инокам Ферапонту и Трофиму; почитаемой старице схимонахине Сепфоре.
***
Книга «Оптинские были» — это сборник архивных материалов, очерков и свидетельств, повествующих об истории монастыря, его основании, строительстве, духовной жизни. Через судьбы людей раскрываются яркие страницы расцвета обители в 19 веке, ее разорения и уничтожения в первой половине 20 столетия, возрождения святыни в 1987 году. «Оптинские были» – это и хроника событий, и увлекательное повествование, и послание новым поколениям читателей, призванное запечатлеть особенную роль Оптиной пустыни в русской истории и культуре. В оформлении книги использованы рисунки оптинских художников, а в цветной вклейке представлены фотографии из монастырского архива.
Благая часть. 20 июля 2025
Церковь и общество. Доктор исторических наук Сергей Перевезенцев. Часть 2
Кулинарное паломничество. Рецепт гречневой каши. Казанский женский монастырь в селе Колюпаново
Челябинск. Фестиваль, посвященный празднованию Дня Крещения Руси
Вятка. «Вятское духовное училище» приглашает на обучение
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!