У книжной полки. Молитвами его живем. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)

13 октября 2020 г.

Духовный отец. Наставник. Старец. Или просто "батюшка" и даже "дедушка". У каждого, кто знал духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума, осталась о нем своя память. Исполнив завет первоверховного апостола Павла, для всех он "сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых". По словам же иной мудрости, восточной, в него летело и немало камней - не имевших ничего общего с действительностью слухов и сплетен. Но только потому, что плоды старца были обильны. Отец Наум стал одним из тех пастырей Русской Церкви, о ком будут помнить вечно. Его ученики, духовные чада и многие поколения тех, кому эта светлая память будет передана. Их воспоминания составили книгу, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется – «Молитвами его живем. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)».

***

1. Итак, этот сборник посвящён памяти архимандрита Наума (Байбородина), старца и духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и всей России. Издание содержит краткую биографию архимандрита Наума; воспоминания о нём; слова самого старца, обращённые к пастве. Открывает книгу статья телеканала Царьград, посвященная светлой памяти старца. Он отошел ко Господу 13 октября 2017 года, и вспоминая старца Наума и ту определяющую роль, которую он сыграл в жизни многих людей, его духовные чада следуют словам апостола Павла: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их...» (Евр. 13, 7)

2. В этом небольшом очерке его авторы, не претендуя на подробный рассказ о духовном пути и наследии этого удивительного человека, человека Церкви, ставят перед собой задачу: показать образ отца Наума тем, кто не знал о нем в годы его земной жизни, завершившейся совсем недавно. Жизни временной, ушедшей в Вечность, туда, где этот светлый старец ждет своих духовных чад. И молится обо всех нас. Так, в одной из своих проповедей, чудесным образом сохранившихся на любительской видеосъемке, отец Наум сказал, с одной стороны, простые, но вместе с тем очень глубокие и важные для каждого христианина слова: «Мы дети и братья перед Богом. Надо любить Бога, любить ближних, родителей своих. У нас один враг - диавол. Давайте, братья и сестры, просить Бога, просить Его угодников, чтобы Господь укрепил нас в вере, чтобы мы шли правым путем и наследовали Жизнь Вечную».

3. Каким был его путь к старчеству? Об этом говорится следующее: «Свято-Троицкая Сергиева лавра. Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке Игуменом Земли Русской, преподобным Сергием Радонежским, вот уже семь столетий является одним из ключевых символов Русского Православия. Именно здесь на протяжении трех столетий действуют московские духовные школы - семинария и академия - подготовившие многие тысячи православных священнослужителей. В их числе - архимандрит Наум, пришедший в эти святые стены в далеком 1957 году. Чтобы остаться здесь навсегда. Будущий старец прибыл сюда из далекого города Фрунзе, столицы Советской Киргизии, 30-летним молодым человеком, незадолго до этого демобилизовавшимся из Советской армии, в которой служил со времен Великой Отечественной войны.

4. После армии будущий старец учился в светском вузе - на физико-математическом факультете Фрунзенского политехнического института. Но уже тогда избрал духовный путь. Вот, как об этом рассказывает жизнеописательница батюшки игумения Анатолия (Баршай) в книге воспоминаний  «Он от нас не ушел»: «Он ходил в храм, во Фрунзе, и там ему давали читать "Апостол". Он был студентом, но читал «Апостол», видимо, делая очень много ошибок. И там была какая-то монахиня-псаломщица, она очень сердилась. А настоятель говорил: пускай Коля (мирское имя будущего старца - ред.) все равно читает, он еще лучше тебя всё будет знать. Ну, конечно, кто бы мог предположить, что он и семинарию, и академию окончит, и станет архимандритом. А тогда был еще совсем молодым юношей.

5. Однажды ему в руки попался Журнал Московской Патриархии. И он для себя сделал открытие, что, оказывается, есть учебное заведение, где можно получить духовное образование. А годы были непростые: самое начало хрущевских антицерковных гонений. Годы, когда не то, что семинаристы, но и священнослужители порой предавали православную веру. А отец Наум, в конце 1950-х принявший монашеский постриг и священнический сан, а затем окончивший духовную академию со степенью кандидата богословия, к вере приводил. Более полувека. Тысячи и тысячи людей. В том числе - весьма далеких от Церкви. Подобно тому, как в веке XIX старцы Оптиной пустыни врачевали западнические недуги интеллигенции того времени. С любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

6. В стенах маленькой лаврской монашеской кельи отец архимандрит Наум принимал сотни, тысячи людей, которые приходили к нему за словами наставления, утешения, молитвы. И каждому он находил слово, находил, как достучаться до его души, каждому находил послушание по его силам. Это были простые люди из глубинки, вечные труженики, это были люди из столичных городов, а особенно много было людей из академического сообщества. Со временем вокруг отца Наума сложился большой круг молодых ученых, студентов и аспирантов. Многие из них и сегодня в своей научной и просветительской деятельности следуют благословениям, полученным от батюшки, исполняя его послушания.

7. Один из участников этого "кружка", кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ имени М. В. Ломоносова Илья Вевюрко вспоминает следующее: "Еще когда мы были студентами, старец часто говорил нам, что все, что вы делаете, вы должны делать, прежде всего, стремясь к точности всех данных, которые вы используете. Никаких подтасовок не должно быть, никаких натяжек. Потому что это подобно строительству какого-то технического агрегата, например, самолета, где должны быть четко соблюдены ГОСТы, батюшка любил использовать именно эту метафору, иначе будет катастрофа". Своего рода "духовным ГОСТом" для православных людей является Священное Предание нашей Церкви. И отец Наум всегда и всех наставлял в строгом следовании догматической и канонической истине. Многие духовные чада отца Наума стали архипастырями Русской Православной Церкви. Их воспоминания и свидетельства людей, знавших старца, собраны на страницах этого издания.

***

Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн (Руденко) так вспоминает свою первую встречу с батюшкой в середине 1990-х: «Когда я, будучи ещё мирянином, впервые оказался в келии старца, меня сразу охватило ощущение инобытия: точно передо мной сидит древний пророк, и я, у его ног встав на коленки, оказался с ним вне времени и пространства. Совершенно уже не помнил, что я в Лавре, а это лаврский архимандрит... Всё это в миг исчезло и растаяло, как и не существовавшее никогда. Несущественное. Главное - на всю оставшуюся жизнь было то, что тебе говорит старец...» И это ощущение владыки Иоанна, по мнению авторов, неслучайно. Ведь отец Наум был одним из тех, кто здесь, среди нас, долгие годы соединял миры Горний и дольний, Небо и землю. Пока не ушел туда, где нет времени. Но только Вечность и Любовь.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​