***
1. При написании этого труда митрополит Тихон использовал более 300 архивных и научных источников. Он проанализировал экономическую и социально-политическую ситуацию в Российской империи, ее внутреннюю и внешнюю политику, деятельность монарха и правительства, а также состояние российского общества. Говорит митрополит Тихон и о деградации духовной жизни, которая охватила народ после Февральской революции. На каждой странице книги - десятки фактов, подкрепленных историческими документами вкупе с потрясающими архивными фотографиями. В предисловии книги автор пишет: «К чему ворошить дела давно минувших времен? В прошлом ничего уже не изменишь, что было – то было. Надо жить настоящим. И будущим! Но какое будущее уготовано тем, кто не хочет помнить прошлого?
2. Сегодня мы напомним себе о великой Российской империи, за многие века созданной поколениями наших предков – и сгинувшей за считанные дни. Февральская революция 1917 года. В этом событии, как в зеркале, могут увидеть себя, практически в любые времена, представители всех без исключения слоев общества: и те, кто управляет страной, и предприниматели, и интеллигенция, и обыватели, и молодежь, и Церковь, и деятели культуры. Зеркало это некомплиментарно. Зато оно честно. События Февральской революции беспощадно свидетельствуют, до чего мы сами способны довести нашу страну. Наглядно показывают, что – из самых лучших побуждений – мы можем натворить в России и для самих себя, и для будущих поколений».
3. Что мы знаем о Февральской революции? «Долой царя!», «Да здравствует народ!», «Свободу!», «Хлеба!», «Земля и Воля!». Очевидно: свободы в стране отсутствовали, земли у крестьян не было, народ жил ужасно. Что и подтверждается еще совсем недавно изданными школьными и вузовскими учебниками истории: «Жизнь в России характеризовалась нищетой, отсталостью, тяжелым гнетом самодержавия, военной разрухой». Также старшее поколение помнит, как в советских школах учили о Феврале, что это была «буржуазная революция», «верхи не могли управлять по-новому, а низы не хотели жить по-старому»…, «прогнивший царский режим сам себя изжил» и т. д. Причем это – штампы, которыми до сих пор пользуются, но уже в других идеологических целях. Но действительно ли все было именно так? Как отмечает автор, это не праздный вопрос.
4. Далее автор развенчивает популярные мифы о Февральской революции. «Как известно, - пишет владыка Тихон, - февральские события 1917 года начались с демонстраций в Петрограде. Кто же вышел на улицы? Нищие пролетарии? Ничего подобного! Вышли работники элитных оборонных заводов, чьи зарплаты были сопоставимы (например, на Путиловском заводе) с зарплатами их коллег, скажем, во Франции или Германии. Голодные крестьяне? Снова – нет. На улицы столицы с лозунгами «Хлеба!» высыпали вполне благополучные столичные обыватели. Российская империя была единственной из стран-участниц затянувшейся Первой мировой войны, где в общегосударственном масштабе не вводились продовольственные карточки.
5. Были, правда, ограничения (и то на местном уровне, без санкционирования центральной властью), например на сахар. Но с единственной целью, чтобы не гнали самогон: с 1914 года в России действовал сухой закон. Жестких ограничений на продукты, подобных тем, какие действовали в основных воюющих странах, и даже в нейтральной Швеции, в России не было. А что касается хлеба, то, несмотря на кратковременные и загадочные перебои со снабжением в столице, к началу 1917 года запасы муки и зерновых в России составляли более 400 миллионов пудов. Этого с лихвой хватало на потребности и армии, и населения, да еще и избыток составлял 197 миллионов пудов. Так что даже в условиях тяжелейшей мировой войны вечно всем недовольный российский обыватель жил в общем-то совсем неплохо. Что он оценит буквально в ближайшие месяцы после Февраля».
6. А вот еще несколько любопытных фактов. Так, например, многие со школьной скамьи помнят знаменитый лозунг большевиков - «Землю - крестьянам». Но кому к 1917 году в Российской империи принадлежала земля? Она принадлежала – крестьянам. Владыка Тихон отмечает: «Выдающийся русский экономист профессор Александр Васильевич Чаянов, подводя итоги всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года, констатировал, что почти 90 % пашенных земель в европейской части России были крестьянскими. А за Уралом, то есть по всей азиатской части России, в собственности крестьян находилось – 100 % пашенных земель!» Таким образом, «сельскохозяйственные земли в Российской империи по большей части принадлежали именно тем, кто на земле трудился». А пришедшие к власти большевики отобрали ее посредством коллективизации.
7. А вот еще один лозунг – «Фабрики – рабочим». «Естественно, - пишет автор, - фабрики рабочим не принадлежали. Как не будут принадлежать и после Февраля, и при советской власти, и в наши благословенные времена. Если отбросить демагогию, то фабриками и заводами в царской России, как и в других странах, владели, либо предприниматели, либо государственные структуры. Но означает ли этот факт, что рабочие прозябали в нищете и бесправии? Как было известно всем советским школьникам, революции происходят, когда налицо «обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов».
8. Угнетенные классы, по Ленину, – это рабочие и крестьяне. Автор знакомит читателя с положением дел двух таких «угнетенных» в кавычках петроградских рабочих, нужды и бедствия которых, если верить советским учебникам, к февралю 1917 года превзошли все возможные пределы. И приведенные автором примеры показывают, что уровень жизни рабочих в Российской империи был таким, о каком приходилось только мечтать долгие последующие десятилетия.
***
Гибель могущественной Российской Империи, построенной за многие века поколениями наших предков и сгинувшей за считанные дни — трагический и в то же время бесценный урок для наших соотечественников на все времена. Но, как отмечают издатели, - эта книга не только о Февральской революции 1917 года, но в целом о том, как создают катаклизмы в России. Исследования митрополита Тихона (Шевкунова) основаны на внушительном пласте научных источников. Но вместе с тем чтение захватывает с первой страницы, предоставляя читателю множество неизвестных ошеломляющих фактов и снабжая актуальным материалом для плодотворных размышлений.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ЗА ДРУГИ СВОЯ: С БОГОМ В РАЗВЕДКЕ. Леонид Петрович Решетников. 4 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О ВНИМАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЕ И РАЗУМЕ ХРИСТОВОМ
У книжной полки. Герои смутного времени. Святитель Феодорит Рязанский
Всенощное бдение 20 сентября 2024 года
Акафист Пресвятой Богородице. Храм Смоленской иконы Божией Матери на Васильевском острове
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!