У книжной полки. Митрополит Платон (Левшин). Избранные проповеди

15 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
29 июня 1737 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, в селе Чашникове (что на большой Петербургской дороге), в 40 верстах от Москвы, в доме скромного причетника Георгия Данилова родился сын, нареченный Петром.  В 20 лет он принял монашеский постриг с именем Платон. Впоследствии он стал наместником Троице-Сергиевой лавры, ректором семинарий Троицкой и Вифанской, Перервинского духовного училища, директором Московской духовной академии. Современники называли его «русский Златоуст». Это митрополит Московский Платон (Левшин) выдающийся иерарх Русской Церкви. Его «Избранные проповеди», выпущенные в свет в издательстве Правило веры, мы предлагаем сегодня вашему вниманию.

***

1.  В данный сборник включены проповеди митрополита Платона на двунадесятые праздники, дни Великого поста, воскресные дни, а также на торжественные государственные события. Его сочинения являются драгоценнейшим вкладом в сокровищницу русской богословской мысли и составляют славу не только Русской Церкви, но и русского общества. Катехизисы Платоновы на протяжении 65-ти лет (до появления Kaтехизиса митрополита Филарета) были единственными курсами богословия на русском языке. Будущий митрополит по окончании Московской Духовной академии принял монашество в Троице-Сергиевой лавре в 1758 году, а через год был посвящен в иеродиакона, а затем в иеромонаха.

2. Более полувека Владыка был связан с Троице-Сергиевой лаврой, будучи в ней и наместником, и ректором семинарий-Троицкой и Вифанской. В 1775 году он был назначен архиепископом Московским и стал именоваться Свято-Троицкой Сергиевой лавры священноархимандритом. Много сил Преосвященный отдал воспитанию будущих пастырей Церкви. Необычайный дар слова открылся в молодом Левшине, когда ему, еще студенту Академии, поручили вести катехизические беседы. Слушать его собиралась едва ли не вся Москва. Его называли вторым Златоустом и московским «апостолом». Мысль, глубокая вера, обширная эрудиция и вдохновенное слово создали из него поистине идеал церковного проповедника.

3. Талант митрополита Платона проявился особенно в блестящих его проповедях на воскресные и праздничные дни, в приветственных и надгробных словах. Несомненно, владыка Платон, проповедник по призванию - имел огромное влияние на последующих представителей русского проповедничества, среди коих были знаменитые: Филарет, митрополит Московский, Евгений, архиепископ Ярославский, Амвросий, архиепископ Тверской. Хотя не все поучительные «Слова" святителя Платона - одинакового достоинства, однако все они представляют собою назидательное чтение, как училище благочестия и добродетелей; а сам Святейший Синод, признавая достоинство этих проповедей, включил многие из них в число годичных поучений для всех церквей.

4. Митрополиту Платону принадлежат также акафисты преподобному Сергию и благоверному князю Даниилу, многочисленные письма его и разные другие его сочинения, о которых он сам писал следующее: «При издании в свет всех моих сочинений, я предвижу, что они должны предстать, яко на суд разного рода и состояния читателей, из которых всяк свое, по мере своего понятия или просвещения, а иногда, может быть, и страсти, делать будет заключение. Предупреждая строгость такового суда, уповаю оную смягчить чистосердечным признанием моих недостатков.

5. Сохрани Бог! чтобы когда-либо предприял я велемудрствовать о своих сочинениях и оныя бы почитал в своем роде совершенными. Знаю, колико из наших соотечественников было и есть даром витийства прославившихся, коим по их достоинствам всякую отдаю честь и справедливость, не меньше сам, как и другие, услаждаясь их поучениями. Но при всем том, если каковый малейший стяжал я дар слова, оный восписую единому Раздаятелю даров - Духу Святому: почитая за неизвинительное пред совестию моею, дабы оный не употребить в созидание Церкви Божией и в пользу других и собственную мою, с кротостию присвояя себе оное Соломоново слово: "Нелестне научихся, без зависти преподаю и богатства премудрости не сокрываю".

6. Открывает эту книгу Слово, сказанное владыкой Платоном в неделю 28 по сошествии Святого Духа. В этой проповеди архипастырь отвечает на вопрос: Каким образом милосердный Бог зовет человека ко спасению? «Мнози суть звани, мало же избранных». "Созывает нас днесь, - говорит архипастырь, Евангелие на преславный духовный пир, на котором предлагается безсмертная пища – Сам Агнец Божий, закланный прежде сложения мира со всеми оными плодами, которые Он страданием Своим и дражайшею смертию приобрел. Сего преславнаго пира величество, богатство, и оживляющее и услаждающее наши души действие нет нужды описывать. Ибо вы, благословенные христиане, спасительною благодатию не токмо на оный призваны, но, действительно, видите очами веры славу его, и устами души своей вкусили от его сладостей.

7. По словам архипастыря, различными образами зовет милосердный Бог человека ко спасению, и неизследимыми нам судьбами предуготовляет всякому путь к добродетели. Зовет Он нас чрез добрых родителей, чрез разумных учителей, чрез пристойное воспитание, чрез постоянных товарищей и верных друзей, чрез похвальные примеры, чрез чтение или слышание полезных книг и учения. Иного отводит от зла страхом, другаго приводит к добру награждением; сего исправляет нищетою, того поощряет к добродетели богатством; одного смиряет несчастиями, другаго слабость и уныние в добрых предприятиях ободряет честию. Но кто может исчислить различные образы милосерднаго о нас попечения Божия? мы теперь, слушатели, за довольное почтем узнать хотя только важнейшие пути звания Божия».

8. Далее митрополит Платон отмечает, что зовет нас Бог, во-первых, к добродетели и к истинному благополучию чрез закон естественный. Однако, сие Божие звание, сколь само по себе ни действительно, не приводит человека в надлежащее совершенство, но только предуготовляет к благодати Христовой: ибо самым искусом дознаем, что мы не можем быть безпорочными исполнителями закона естественнаго. В этом нам, по словам проповедника, препятствуют недостатки нашего естества и воюющия внутри нас страсти. Поэтому второе, к чему зовет нас Бог - это к исправлению. А как именно, говорит владыка Платон в своей проповеди.

***

Как проповедник Преосвященный Платон трудился в течение всей своей жизни. И только в 1807 году, уже 70-летним старцем, он, отслужив в Чудовом монастыре литургию, обратился к молящимся с последней своей проповедью. В этом прощальном слове, как бы извиняясь, Московский владыка объяснил, что по причине ослабевшего здоровья более продолжать сего благословенного труда не в силах, и принес перед Церковью благодарение Богу, что «помог ему сей спасительный проповедования Божия слова подвиг продолжать через целые 50 лет».

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать