«В начале сотворил Бог...» — так пророк Моисей начинает свое повествование о происхождении окружающего нас мира, о первой истории людей в раю и о том, как человечество после разрыва связи со своим Творцом шло навстречу Спасителю. Но многим людям сегодня трудно начинать путь к Богу с чтения Библии. Они чувствуют себя как не умеющий плавать человек, которого бросили в глубокую реку. Им, чтобы научиться воспринимать глубочайшие истины, заключенные в этой великой духовной сокровищнице, нужна помощь и поддержка. Такой «рукой помощи» может послужить книга митрополита Климента (Капалина), которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется «Вечные вопросы: Беседы о Боге, творении и человеке».
***
1. В предисловии книги владыка Климент отвечает на вопрос: Почему эти истины надо знать каждому человеку? Во-первых, - говорит архипастырь, как сказал Екклесиаст, «нет ничего нового под солнцем». Во-вторых, не зная, куда идти, не достигнешь цели. Человек рождается в мир с уникальными, одному ему дарованными способностями и талантами. Их можно развить и укрепить или, наоборот, угасить и растратить понапрасну — мир предлагает самые разные варианты. От нас требуется величайшая сердечная чуткость, чтобы среди множества возможных путей узнать тот единственный, предназначенный Богом, на котором Божественные дарования могут раскрыться и реализоваться в полной мере.
2. Свою жизнь человек строит сам, точно так же, как может построить свой дом. Один хочет жить в надежном, уютном доме, пусть и небольших размеров, и трудится не покладая рук, пока не построит его, а завершив стройку, постоянно еще что-то мастерит, улучшает, подправляет, чтобы жизнь в этом доме приносила радость. Другой же скажет: «И хибарки достаточно» — и кое-как, наскоро сколотит из щитов домик и потом мучается в нем всю жизнь: в жару дышать нечем, а в холодную пору мороз до костей пробирает. В чем же причина его страданий? У него такая судьба или сам человек, по своей воле опустил руки, не захотел ничего менять?
3. Так, - говорит владыка Климент, и в духовной жизни: каждый сам выбирает, как, на каком основании и из какого материала ее строить, на какие образцы ориентироваться, к кому обращаться за советом и помощью. Наконец, выбор жизненного пути — с Богом, который ведет в жизнь вечную, или без Бога, результатом которого являются вечные муки, — также зависит от самого человека. Уже не одно десятилетие люди в нашей стране имеют полную свободу и широкие возможности верить в Бога, узнавать о Нем и жить согласно Его правде. По данным статистики, с 1989 года (когда в опрос впервые была включена религиозная тематика) доля не верующих в Бога снизилась в несколько раз и составляет, по разным данным, от 9 до 13% респондентов. И эта тенденция сохраняется.
4. Вместе с тем многократно возросло число людей, считающих себя православными. Однако, как отмечает автор, у многих из них принадлежность к Церкви носит лишь декларативный характер. Такие люди не хотят принимать христианство таким, каким оно остается уже более двух тысяч лет. Им вовсе не требуется обновление своей жизни через веру во Христа. Напротив, они стремятся перекроить православную традицию под себя. Неверный путь выбирает тот, кто, приходя в Церковь, старается сделать веру источником душевного комфорта, не расставаясь с грехом, забыв, что. православие — это путь достижения единства с Творцом, а ничто скверное единения с Богом не достигнет.
5. Христианство, по словам автора, — это не абстрактная мораль, имеющая мало общего с реальной жизнью, и не внешняя красота храмов и церковного богослужения, дающая человеку отдых от суровой действительности. Христианство — это сама жизнь, в которой человек каждый день, час, минуту идет к единой жизни с Богом. Христианство заключается не в словах, не в текстах, не в храмах и монастырях — все это является только драгоценной оправой, сохраняющей самое главное сокровище — жизнь во Христе. Естественно, что люди, стремящиеся найти в православии верный путь к Богу, обращаются к духовной литературе.
6. В наши дни издается немало книг, помогающих читателю разобраться, что представляет собой православная вера, что значит быть со Христом, что такое спасение, и найти ответы на многие другие вопросы. Таких книг сегодня столь много, что порой трудно сделать выбор, с какой начать? Можно, конечно, начать и с этого издания. Открывает ее автор ответом на детский вопрос: кто создал Бога? С детства, говорит владыка, человек стремится найти источник всего существующего в мире, установить причинно-следственные связи. Однажды мне был задан вопрос: «Скажите, пожалуйста, кто создал Бога?» — с серьезным видом обратился ко мне мальчик, судя по всему учащийся начальных классов. Этот случай, кстати и стал поводом к написанию книги.
7. Так вот, в нашем мире все когда-то каким-то образом «начинает быть» (см. Ин. 1, 3): рождается, создается, преобразуется, строится. Любой человек однажды появляется на свет. Что значит существовать всегда, быть вечно? Исходя из своего опыта, люди считают, что все должно иметь начало и причину существования. А Бог? Откуда Он появился? Кто Его мог создать? И это школьнику нужно было узнать! Такой глубокий вопрос, по словам автора, потребовал и прямого ответа: «Бога никто не создавал. Его не надо было создавать, потому что Он существует (был, есть и будет) всегда. Не было никого, кто был бы прежде Бога, кто главнее, сильнее Бога и мог бы Его создать. Бог — Сам причина всего созданного». Этот ответ удовлетворил любопытство мальчика. Но взрослым бывает такого ответа недостаточно. Поэтому владыка Климент отвечает и взрослым. А что именно, читайте далее на страницах издания.
8. Эта книга основана на святоотеческом наследии и Евангелии, в ней раскрываются основы веры понятным для современного человека языком. Здесь есть рассказы о сотворении мира, грехопадении, рае и аде, небесной иерархии, иконах, святых, Ветхом и Новом Заветах. Объясняется, зачем был нужен потоп и почему Адам не остался в раю, какова природа ангелов и демонов и для какой главной цели был создан человек. По словам автора, книга рассчитана как на мирян, так и на священников, а также на тех, кто только начал интересоваться вопросами веры.
***
По словам митрополита Климента, эта книга — не учебник догматики или апологетики, она не преследует цели полного изложения всего православного вероучения. При ее составлении ставилась иная задача — рассказать о Боге, творении, человеке наиболее существенное и интересное любому читателю. В нее вошли и «неудобные» вопросы, которые задают далекие от веры люди или по которым порой высказываются совершенно невероятные мнения, выдаваемые за православную точку зрения. Надеюсь, - говорит владыка Климент, что эта книга поможет читателям обрести или исправить свой путь к Богу.
У книжной полки. Протоиерей Александр Шаргунов. Без царя. Православная монархия и «новый мировой порядок»
Радоница. Поминовение усопших
Этот день в истории. 29 апреля
День ангела. 29 апреля
Церковный календарь 29 апреля. Радоница. Пасхальное поминовение усопших
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!