***
1. Книга митрополита Антония Сурожского «Школа молитвы» включает в себя известные многим работы: «Молитва и жизнь» и «Учитесь молиться». Как отмечают издатели, Владыка Антоний никогда не писал, не готовил заранее свои беседы и выступления. Всё издаваемое первоначально родилось как слово, обращенное непосредственно к слушателю, — не к безликой толпе, а к каждому отдельному человеку, тому «современному человеку», который испытывает (часто сам того не осознавая) духовный голод и потребность в молитвенном общении с Богом. Издатели стремились максимально сохранить это звучание живого слова Владыки и в печатном тексте. Часть текстов, составивших эту книгу, уже издавались.
2. Скажем несколько слов о жизни митрополита Антония (Блума) – его судьба также глубока и поучительна, как и его проповеди. Андрей Борисович Блум – так в миру звали Владыку, родился в 1914 году в семье сотрудника русской дипломатической службы. Его раннее детство прошло в Персии, где отец служил русским консулом. В 1920 году семья Блумов с трудом добралась до Европы и после нескольких лет скитаний осела в Париже. Там будущий митрополит окончил среднюю школу, а затем биологический и медицинский факультеты Парижского университета. В 1939 г., перед уходом на фронт хирургом французской армии, Андрей Блум тайно произнес монашеские обеты и через 4 года был пострижен в мантию с именем Антония.
3. В годы немецкой оккупации – он врач в антифашистском движении Сопротивления. После войны продолжал медицинскую практику до тех пор, пока не был призван к священству, рукоположен во иеромонаха и направлен на пастырское служение в Англию. С 1957 года Владыка Антоний - епископ Русской Православной Церкви, митрополит и Патриарший Экзарх в Западной Европе с 1966 года. По его собственному прошению в 1974 году был освобожден от должностей и с тех пор полностью посвятил себя пастырскому окормлению все увеличивающейся паствы своей епархии и всех, кто обращался к нему за советом и помощью. Первые книги Владыки о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке в 1960-е годы и были переведены на многие языки мира. Русский перевод одной из них, «Молитва и жизнь», удалось опубликовать в «Журнале Московской Патриархии» в 1968 г.
4. В последние годы тексты известного проповедника широко издаются в России как отдельным книгами, так и на страницах периодической печати, церковной и светской. Что же сам митрополит Антоний говорил о молитве? Если мы откроем эту книгу, то прочитаем слова Владыки о том, что молитва для него означает, прежде всего, личные отношения. Он сам пришел к этому по собственному опыту обращения к Богу – в детстве и юности он не был верующим человеком, но как это обычно бывает – внезапно, вдруг он открыл Бога (скорее Бог открылся ему). И сразу же после этого Господь предстал перед ним как высшая ценность и весь смысл жизни, – но в то же время и как личность.
5. По мнению владыки, молитва ничего не означает для человека, у которого нет объекта молитвы. Мы не можем научить молитве того, у кого нет чувства Живого Бога. И потому одной из причин, почему молитва, общественная или частная, кажется столь мертвой или столь формальной, является то, что слишком часто в ней отсутствует акт богопоклонения. А он может совершаться только в том сердце, которое общается с Богом. Каждое наше молитвенное выражение, словесное или в действии, может быть помощью, но все это лишь выражение того самого главного что есть в молитве – это глубокого безмолвия общения. Владыка отмечает: «Из опыта человеческих взаимоотношений все мы знаем, что любовь и дружба глубоки тогда, когда мы можем … молчать друг с другом.
6. Если же для поддержания контакта нам необходимо говорить, то мы с уверенностью и грустью должны признать – наши взаимоотношения все еще остаются поверхностными. Поэтому, если мы хотим молитвенно поклоняться Богу, то должны, прежде всего, научиться испытывать радость от молчаливого пребывания с Ним. Это легче, чем может показаться сначала; для этого нужно немного времени, немного доверия и решимость начать». Но в тоже время архипастырь предупреждает: будьте осторожны; молитва полна глубины, но глубины страшной, потому что молитва – встреча лицом к лицу с Самим Господом. Моисей, пророки, святые с трепетом подходили к Богу – а они были святые! Как же мы можем приступить к Богу без страха и трепета?
7. Ведь всякая встреча с Богом – это нечто подобное последнему суду: безответственно в Божие присутствие прийти нельзя. И встретив Господа, можно отойти от Него только оправданным или осужденным, другом или врагом – среднего же пути у нас нет – утверждает владыка Антоний и продолжает: «Бог нас создал, и создал для того, чтобы мы имели радость бытия, радость Им жить, Его знать, знать и любить друг друга. Он открыл нам возможность вместе строить Царство любви, мира, вечной радости. Он наш Творец и мы от Него зависим совершенно. И это могло бы быть страшно, если бы Он не был Бог любви, потому что зависеть от кого-либо, если мы не любимы - это страшно. Но Бог нас любит; Он нас так любит, что стал человеком, страдал, умер для того, чтобы мы могли свободно любить и жить.
8. Из этого следует, по мнению владыки Антония, что нам естественно было бы желать встречи с Ним!.. Однако, это не всегда так. Иногда нам этой встречи хочется, но иногда мы ее откладываем, боимся. Почему? Потому что мы не знаем Бога лично, не знаем как друга, не знаем близко, как родного. И в этом, отмечает Владыка, наша вина. Мы могли бы Его знать, если бы только подходили к Нему в молитве и стояли лицом к лицу с Ним, давая Ему возможность нас встретить; и тогда желание молиться росло и росло бы в нас, как желание радости, как нарастание жизни.
***
Вопрос о молитве всегда сложен и многогранен, и в поисках ответов на него лучше всего обращаться к тому духовному богатству, которое оставили нам в помощь святые отцы, учителя Церкви Христовой, ее великие проповедники. Книга «Школа молитвы» митрополита Антония также отвечает на многие животрепещущие вопросы об этом духовном делании. Конечно, никакая книга не может исчерпать темы о молитве, такой же необъятной, как Сам Бог, к Которому эта молитва обращена. Но, возможно, этот сборник станет для нас настольной книгой на всю жизнь. Ведь слово Владыки, укорененное в святоотеческой традиции молитвенного делания, исходящее из глубин его личного опыта, обращено непосредственно к нам – современным людям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
ZA VЕРУ И ОТЕЧЕСТВО: батюшки-контрактники и царская армия. 2 часть
СОЮЗ-ОНЛАЙН с АРХИПАСТЫРЕМ: митрополит Викентий — О СЛОВАХ И БЕСАХ
СОЮЗНИКИ_КАЗАНЬ: отец Ермолай — владыка Гермоген — Патриарх всея Руси. Священномученик
Православный словарь. Израиль
Слушаем святых отцов
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!