***
1. Труд владыки Мануила (Лемешевского) «Люди радования» представляет собой бесценное свидетельство о жизни Церкви, особенно в годы ее гонений, когда православным, как и в первохристианские времена, требовалось особое мужество, чтобы под гнетом преследований устоять в вере и не свернуть с узкого пути спасения на широкую дорогу греха. Особенно тяжко приходилось тем, кто дал перед Богом обет отречения от мира, но был насильно изгнан богоборцами этот мир... Читатели познакомятся с судьбами людей, чьими молитвами Господь миловал Россию в начале прошлого века. Крупица за крупицей собирал о них сведения архипастырь-летописец в горькие годы богоборчества, когда враг рода человеческого стремился стереть с лица земли Святую Русь.
2. Архив владыки насчитывает тысячи имен. О некоторых подвижниках известны только имена. Свидетельства о других представляют целостные жизнеописания. Но большинство записей — это краткие свидетельства разных людей о встречах с подвижниками благочестия. Конечно, как отмечают издатели, в наши дни, когда открыты архивы, когда информация легко и свободно распространяется по всей земле, многие из записей владыки Мануила уже не новы. Более того, некоторые из людей, о жизни которых архипастырь записывал в далекие 30-е годы, прославлены нашей Церковью в сонме новомучеников, исповедников, преподобных, блаженных... И все же труды архипастыря-летописца представляют собой бесценное свидетельство о жизни Церкви, особенно в годы ее гонений.
3. Сразу после революции 1917 года богоборцы яростно и ожесточенно уничтожали не только носителей веры, но и саму память о них. И в тех непростых обстоятельствах, когда любое проявление активности грозило верующим по меньшей мере ссылкой, а то и смертью, владыка Мануил взял на себя смелость собирать и сохранять для потомков благодатные крупицы свидетельств о благочестивой жизни своих современников. Он понимал, какой подвиг ему предстоит и какой груз ответственности он принимает на себя. Страх Божий и ревность о Его угодниках сопровождали весь процесс работы, отсюда — строжайшее отношение к себе, к своему служению и к своей жизни; контроль над помыслами; аскетизм в одежде, питании, во всей окружающей жизни; любовь к Богу и милосердие к ближнему.
4. Бог весть, какая невидимая духовная брань сопровождала владыку и его помощников во время этой работы в страшные тридцатые годы — годы мученичества и разрушения святынь. Многие его чада отказывались от этого труда: их мучили страхи, головные боли, нападали лень, отупение... Сам же владыка был неустанен в своих поисках. В любую погоду, в лютую стужу и страшную жару, он за несколько километров шел пешком в те укромные дома, где пытались спасаться в миру изгнанные из обителей монахи, и расспрашивал, и записывал, и снова приходил, чтобы сверить свои записи... Он искал людей, которые знали, помнили подвижников, жили вместе с ними — делателями Иисусовой молитвы, прозорливцами, целителями... В «темном царстве» разрушения православных традиций он сумел увидеть расцвет духовных дарований — может быть, ранее сокрытых...
5. По-разному встречали «собирателя жизней» — жизней самых разных людей, слившихся в одну-единствен-ную — жизнь Святой Руси. В одних домах злобствовали и прогоняли его, в других закрывались покрепче, «страха ради иудейска», но истинные боголюбцы принимали архиерея-летописца с любовью и с радостью соучаствовали в его трудах по сохранению новоотеческого предания. Записи делались на небольших листах бумаги, вложенных в такой же согнутый пополам лист, или на карточках. Большинство текстов написано рукой самого владыки, который старался сохранить своеобразие речи повествователя. Проставлял даты и имена рассказчиков. Эти уникальные многочисленные листочки дошли до нас в плачевном состоянии: бумага пожелтела, чернила выцвели, нередко строки пострадали от водной деформации... В настоящее время все тексты расшифрованы и переведены в электронную базу.
6. Владыка Мануил всегда осознавал, что успехи в любых делах являются милостию Божией и получаются только с Его помощью. Поэтому часто в процессе работы или по окончании какой-либо части задуманного он служил молебны. «Сегодня днем отслужил благодарственный молебен за все те милости, которые Господь явил мне за последнее время... за успешное завершение Аленой Константиновной изысканий в целом ряде книг го российской агиологии», — записывал он в дневнике 1946 года. Собирать свидетельства о благочестивой жизни своих современников владыка Мануил задумал, еще когда он, будучи иеромонахом, обучался в Петербургской духовной академии. Вместе с другими студентами он организовал историко-литургический и догматический кружок.
7. Члены этого кружка поставили себе задачей составить Петроградский патерик, Петроградский отечник, сводный синодик-месяцеслов по Северному краю, а также «Книгу вечной скорби», «Книгу вечной радости», «Книгу вечной печали», «Книгу великого укора и назидания», частности, в «Книгу вечной радости» студенты предполагали записывать жизнеописания православных христиан, которые не были прославлены Церковью, но для близких и родных служили примером благочестивой жизни. Однако все эти планы разрушила революция — академию попросту разогнали. Но мысль не дать пропасть втуне именам тех людей, жизнь которых могла бы послужить светом для их потомков, не оставляла владыку всю оставшуюся жизнь.
***
Схимонахиня Серафима Егорьевская, будучи 15 августа 1933 года в Москве, говорила: «Какой великий подвиг несет владыка Мануил, составляя жития подвижников!» Результаты этого подвига и поныне питают души православных удивительными примерами самоотверженности и утверждают в той незыблемой истине, что и в самые трудные времена можно не только сохранять твердую веру в Промысл Божий, но и совершенствоваться в духовном делании. Эта книга — о людях с чистыми сердцами. О жаждущих правды и верных ей. О незлобивых, кротких. О стойких. О гонимых... Это им сказал Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (МФ- 5: 12). И небеса радовались о них. О них радовались люди, знавшие их. О них будут радоваться и читатели этой книги. Потому что это — люди радования.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!