У книжной полки. Люди радования. Митрополит Мануил (Лемешевский)

12 августа 2020 г.

12 августа 1968 года отошел ко Господу митрополит Мануил (Лемешевский) — личность в истории Русской Православной Церкви незаурядная. Борец с обновленчеством, вернувший подомофор Патриарха 83 петроградских прихода. Исповедник, четверть века отсидевший в тюрьмах и лагерях. Историк-агиолог, составитель фундаментального собрания биографических сведений обо всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года включительно. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая также является плодом агиографических изысканий приснопамятного владыки. В годы гонений на Православную Церковь он тщательно собирал сведения о своих современниках — подвижниках благочестия, чья жизнь могла бы послужить многим путеводной звездой к Небу. Эти записи и составили книгу, которая вышла в свет издательстве «Царское Дело» и называется «Люди радования».

***

1. Труд владыки Мануила (Лемешевского) «Люди радования» представляет собой бесценное свидетельство о жизни Церкви, особенно в годы ее гонений, когда православным, как и в первохристианские времена, требовалось особое мужество, чтобы под гнетом преследований устоять в вере и не свернуть с узкого пути спасения на широкую дорогу греха. Особенно тяжко приходилось тем, кто дал перед Богом обет отречения от мира, но был насильно изгнан богоборцами этот мир... Читатели познакомятся с судьбами людей, чьими молитвами Господь миловал Россию в начале прошлого века. Крупица за крупицей собирал о них сведения архипастырь-летописец в горькие годы богоборчества, когда враг рода человеческого стремился стереть с лица земли Святую Русь.

2. Архив владыки насчитывает тысячи имен. О некоторых подвижниках известны только имена. Свидетельства о других представляют целостные жизнеописания. Но большинство записей — это краткие свидетельства разных людей о встречах с подвижниками благочестия. Конечно, как отмечают издатели, в наши дни, когда открыты архивы, когда информация легко и свободно распространяется по всей земле, многие из записей владыки Мануила уже не новы. Более того, некоторые из людей, о жизни которых архипастырь записывал в далекие 30-е годы, прославлены нашей Церковью в сонме новомучеников, исповедников, преподобных, блаженных... И все же труды архипастыря-летописца представляют собой бесценное свидетельство о жизни Церкви, особенно в годы ее гонений.

3. Сразу после революции 1917 года богоборцы яростно и ожесточенно уничтожали не только носителей веры, но и саму память о них. И в тех непростых обстоятельствах, когда любое проявление активности грозило верующим по меньшей мере ссылкой, а то и смертью, владыка Мануил взял на себя смелость собирать и сохранять для потомков благодатные крупицы свидетельств о благочестивой жизни своих современников. Он понимал, какой подвиг ему предстоит и какой груз ответственности он принимает на себя. Страх Божий и ревность о Его угодниках сопровождали весь процесс работы, отсюда — строжайшее отношение к себе, к своему служению и к своей жизни; контроль над помыслами; аскетизм в одежде, питании, во всей окружающей жизни; любовь к Богу и милосердие к ближнему.

4. Бог весть, какая невидимая духовная брань сопровождала владыку и его помощников во время этой работы в страшные тридцатые годы — годы мученичества и разрушения святынь. Многие его чада отказывались от этого труда: их мучили страхи, головные боли, нападали лень, отупение... Сам же владыка был неустанен в своих поисках. В любую погоду, в лютую стужу и страшную жару, он за несколько километров шел пешком в те укромные дома, где пытались спасаться в миру изгнанные из обителей монахи, и расспрашивал, и записывал, и снова приходил, чтобы сверить свои записи... Он искал людей, которые знали, помнили подвижников, жили вместе с ними — делателями Иисусовой молитвы, прозорливцами, целителями... В «темном царстве» разрушения православных традиций он сумел увидеть расцвет духовных дарований — может быть, ранее сокрытых...

5. По-разному встречали «собирателя жизней» — жизней самых разных людей, слившихся в одну-единствен-ную — жизнь Святой Руси. В одних домах злобствовали и прогоняли его, в других закрывались покрепче, «страха ради иудейска», но истинные боголюбцы принимали архиерея-летописца с любовью и с радостью соучаствовали в его трудах по сохранению новоотеческого предания. Записи делались на небольших листах бумаги, вложенных в такой же согнутый пополам лист, или на карточках. Большинство текстов написано рукой самого владыки, который старался сохранить своеобразие речи повествователя. Проставлял даты и имена рассказчиков. Эти уникальные многочисленные листочки дошли до нас в плачевном состоянии: бумага пожелтела, чернила выцвели, нередко строки пострадали от водной деформации... В настоящее время все тексты расшифрованы и переведены в электронную базу.

6. Владыка Мануил всегда осознавал, что успехи в любых делах являются милостию Божией и получаются только с Его помощью. Поэтому часто в процессе работы или по окончании какой-либо части задуманного он служил молебны. «Сегодня днем отслужил благодарственный молебен за все те милости, которые Господь явил мне за последнее время... за успешное завершение Аленой Константиновной изысканий в целом ряде книг го российской агиологии», — записывал он в дневнике 1946 года. Собирать свидетельства о благочестивой жизни своих современников владыка Мануил задумал, еще когда он, будучи иеромонахом, обучался в Петербургской духовной академии. Вместе с другими студентами он организовал историко-литургический и догматический кружок.

7. Члены этого кружка поставили себе задачей составить Петроградский патерик, Петроградский отечник, сводный синодик-месяцеслов по Северному краю, а также «Книгу вечной скорби», «Книгу вечной радости», «Книгу вечной печали», «Книгу великого укора и назидания», частности, в «Книгу вечной радости» студенты предполагали записывать жизнеописания православных христиан, которые не были прославлены Церковью, но для близких и родных служили примером благочестивой жизни. Однако все эти планы разрушила революция — академию попросту разогнали. Но мысль не дать пропасть втуне именам тех людей, жизнь которых могла бы послужить светом для их потомков, не оставляла владыку всю оставшуюся жизнь.

***

Схимонахиня Серафима Егорьевская, будучи 15 августа 1933 года в Москве, говорила: «Какой великий подвиг несет владыка Мануил, составляя жития подвижников!» Результаты этого подвига и поныне питают души православных удивительными примерами самоотверженности и утверждают в той незыблемой истине, что и в самые трудные времена можно не только сохранять твердую веру в Промысл Божий, но и совершенствоваться в духовном делании. Эта книга — о людях с чистыми сердцами. О жаждущих правды и верных ей. О незлобивых, кротких. О стойких. О гонимых... Это им сказал Господь: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (МФ- 5: 12). И небеса радовались о них. О них радовались люди, знавшие их. О них будут радоваться и читатели этой книги. Потому что это — люди радования.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать