У книжной полки. "Логос – Мир – Человек. Космология святого Максима Исповедника". П.В. Кузенков

3 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Преподобный Максим Исповедник без преувеличения может быть назван величайшим богословом VII столетия и од­ним из крупнейших авторитетов во всей хри­стианской традиции. Его труды заслужива­ют столь же почетного места, что и творения великих учителей Церкви «золотого века» патристики. Философско-богословское наследие преподобно­го Максима столь велико, что его учение заслуживает внимания не только узких специалистов, но и широкой публики. Разумеется, для этого необходимо изложить мысль святого отца более простым языком, понятным для наших современников. К этому призвана книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника».

***

Эта книга вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря. Ее автор - Павел Владимирович Кузенков - известный византолог, доцент МГУ, преподаватель Сретенской семинарии. По словам автора, судьба богословского наследия преподобного Максима оказалась непростой. Его трактатам, которые написаны достаточно сложным языком и предназна­чены для людей высокообразованных, было суждено попасть в совершенно иную среду. Средневековые византийские книжники, разумеется, читали и высоко ценили «фило­софа и мученика Максима», но цитировали его в основном по частным вопросам. Так случилось, что время жизни и деятель­ности преподобного Максима Исповедника пришлось на эпоху глобальных потрясений для Восточной Римской империи — Византии, да и для всего Восточного христиан­ства.

В VII веке под натиском арабов античная цивилизация, почти тысячу лет безраздельно господствовавшая в Средиземноморье и на Ближнем Востоке, поколебалась и рухнула, уступив наиболее развитые в культурном и экономическом отношении территории новой мировой империи — Исламскому халифату. Христианский мир утратил свои «коренные» земли — Палестину с Иеруса­лимом, Сирию, Египет и Месопотамию. Ре­гулярно опустошались Малая Азия и стра­ны Кавказа, под угрозой захвата оказался даже Новый Рим — Константинополь, из ко­торого бежал на Запад сам император Кон­стант II. Толпы беженцев хлынули в Африку и Италию, но вскоре и туда дока­тилась волна арабских завоеваний.

Веками стоявший, господствовавший над ойкуменой греко-римский мир рухнул, и многим каза­лось, что наступает конец света, о котором уже давно говорили знатоки эсхатологиче­ских вычислений. Христианская империя выстояла, хотя и дорогой ценой. Ромейское государство ужалось в несколько раз и на долгие столе­тия превратилось в осажденную крепость. Милитаризация коснулась всех сторон жиз­ни общества, что сказалось и на уровне его культурного и интеллектуального развития. Число образованных лю­дей даже в столице измерялось единицами. Резко сократилась творческая активность, книги превратились в предметы роскоши.

Зримым последствием культурного слома стал хорошо известный историкам и филологам феномен «бутылочного горлышка», че­рез которое раннесредневековые грамотеи, переписывавшие под защитой монастырских стен ветшавшие древние манускрипты, сберегли для нас наследие грандиозной антич­ной культуры. Творения Максима Исповедника, к сча­стью, сохранились. Но их полноценное изу­чение оказалось затруднено. Святоотеческая эпоха, наполненная высочайшими шедевра­ми философско-богословской мысли, сменилась чередой «государственных» ересей, скудных на идеи, но весьма агрессивно по­давлявших всякие попытки сопротивления. Сложные для понимания, интеллектуально изощренные трактаты преподобного Мак­сима, очевидно, не находили благодарных читателей.

И хотя позже византийское бого­словие возродилось, пусть и не в былом бле­ске, творения одного из последних пред­ставителей «золотого века» святоотеческой письменности оставались на периферии бо­лее злободневных тем. И только теперь, в последние десятилетия прошлого века и в начале ны­нешнего, мы с отрадой наблюдаем подлин­ный взлет исследований, посвященных пре­подобному Максиму. Его сочинения выходят в критических изданиях, переводятся на рус­ский язык и оказываются в центре внимания.

В книге «Логос – мир – человек. Космология святого Максима Исповедника» Павел Владимирович Кузенков популярно излагает учение о мире и человеке одного из величайших христианских философов и богословов ранневизантийской эпохи — преподобного Максима Исповедника. Как говорит в предисловии книги Ярослав Валериевич Совгира, «в настоящее время известно множество более или менее детально разработанных космо­логических систем, каждая из которых предла­гает свое видение картины мира. Эти системы есть у всех мировых религий, у неорелигиозных, эзотерических и даже оккультных течений. А что же христианство?

У тех, кто лишь поверхностно знаком с хрис­тианским богословием, существует устойчивый стереотип, что, помимо картины творения мира, изложенной в библейской Книге Бытия, хрис­тианская космология как таковая практически не разработана. А между тем это совсем не так. Победа над блестящей эллинской философией, одержанная в поздней Античности святыми отцами и учителями Церкви, была бы невоз­можна, если бы христианские ученые мужи не представили широким кругам греко-римского общества такую картину мироздания, которая отвечала на самые острые и сложные вопросы, волновавшие искушенные в философии умы. Другое дело, что впоследствии многое из это­го древнехристианского наследия было забыто, и лишь теперь мы открываем для себя сокро­вищницу святоотеческого учения.

Преподобный Максим Исповедник, круп­нейший христианский ученый VII века, излага­ет в своих трудах стройную систему богослов­ских взглядов на происхождение и устроение мира и человека. И центральное место в его богословской системе принадлежит концепту логоса, который он понимает трояко. Логос для преподобного Максима — и фундаментальная причина бытия, и сущность каждой видимой и невидимой вещи, и предмет созерцания чело­веческого ума, через который нам становится доступным умозрение о Боге. И если вы, дорогие читатели, захотите глуб­же познакомиться с христианской космологией в изложении преподобного Максима Исповед­ника, то эта книга для вас. Автор выражает надежду на то, что книга окажется полезной как скромный шаг на великом пути освоения интеллектуального наследия древ­них христианских мыслителей.

***

В этой книге Павла Кузенкова особое внимание уделено понятиям «логос» и «тропос», занимающим в космологии и антропологии святого ключевое место. Взгляды автора излагаются в адаптированной и систематизированной форме, без привлечения научного аппарата. В книгу включено Приложение-хрестоматия, куда вошли фрагменты сочинений преподобного Максима, цитируемые в основном тексте издания. Их задача — дать возможность читателю лично соприкоснуться с подлинными текстами угодника Божия, оценить их сложность, многоплановость и глубину, стилистические и жанровые особенности. Кроме того, предлагается греческий оригинал разбираемых творений. Книга адресована студентам, изучающим теологию и философию, всем интересующимся историей богословской мысли.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​