Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга петербургского священника Михаила Бравермана - «Литургия: опыт богословского комментария» вышла в свет в издательстве «Ладан». Она посвящена главному богослужению Православной церкви - Литургии и совершаемому на ней главному Таинству — Причащению. Литургия рассматривается автором не только как важнейшая часть церковной жизни, но и как живой «учебник богословия», в котором раскрываются основные положения церковного учения, явлена вся полнота и красота богословия, отмечены вехи исторического пути Православия и воплощено церковное искусство.
2. Из истории мы знаем, что Православная вера пришла в Россию из Византии — восточной части Римской империи. Именно в этом, - по словам автора, - воспитанном на греческой философии мире, евангельская вера облеклась в языковую плоть для выражения себя в богословии и богослужении. Впоследствии, согласно преданию, именно красота византийского богослужения пленила послов святого князя Владимира, побудив его выбрать Православие в качестве новой государственной религии. Само слово «литургия», как и многие другие слова церковного обихода, - греческого происхождения. В переводе оно означает общественное, общее дело. Таким образом, церковная Литургия — это общее служение, общая молитва, которую приносит народ Божий своему Богу и Отцу.
3. Однако, как отмечает автор, - это действие не только человеческое, но и Божественное, поскольку именно Бог, таинственно присутствующий в Своей Церкви, совершает претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. И церковная Литургия - это также общее дело Бога и человека. Таинство Причащения - его центр и смысл. По словам автора, на языке Церкви, на языке богословия таинством названо то богослужебное действие, в котором исполняется таинственное, мистическое участие Бога в человеческой жизни и реализуется участие человека в Божественном бытии. В первом из таинств, в Крещении, происходит наше рождение для жизни в Боге: человек входит в Церковь, получает дар духовной жизни.
4. Богообщение, к которому призван в Церкви человек, реализуется затем и в других таинствах. И прежде всего, в полноте и в совершенстве, — в Таинстве Причащения, ибо говорит Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем» (Ин. 6: 56). Сам по себе, без Бога, человек не обладает полнотой бытия и не причастен жизни вечной. О таинстве Причащения Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22: 19). Но если мы говорим о Боге, Который над временем и вне времен, «воспоминание» — не столько память о том, что было когда-то, сколько молитва и живое с Ним общение на Литургии. Кроме того, Таинство Причастия, как и вся Литургия, носит еще одно название: «Евхаристия», то есть «благодарение».
5. Мы благодарим и славословим Бога. Мы знаем, что Он сделал для нас: умалив Себя, Он стал человеком, взошел на Крест, умер и воскрес — чтобы даровать всем верующим в Него жизнь вечную. Причастие — приобщение жизни вечной, которая и есть Сам Христос, — и является сущностью Литургии. Таким образом, Литургия является центром всей молитвенной и таинственной жизни Церкви, поэтому знать ее, понимать ее необходимо каждому христианину. В предисловии книги проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Православной Духовной академии протоиерей Владимир Хулап отмечает, что в наше время можно найти разные комментарии на Литургию, но сориентироваться в этом объеме текстов довольно сложно.
6. И сложно особенно ввиду того, что в основном это дореволюционные издания, которые по вполне понятным причинам были ориентированы на людей, которые с детства жили церковной богослужебной жизнью. Для большинства сегодняшних православных — как недавно пришедших в храм, так и уже воцерковленных — встреча с Православием состоялась не очень давно, поэтому многие из них нуждаются в ознакомлении с основами вероучения и богослужебной жизни. Именно поэтому возникает необходимость в новых комментариях на Литургию, которые, с одной стороны, использовали и синтезировали бы опыт прошлого, с другой — были бы понятны и доступны нашим современникам.
7. Зная по собственному воцерковлению, а теперь и из своего священнического опыта, как нуждаются люди в осмыслении главного богослужения Церкви, автор и начал работу над этой книгой. При этом он хотел сосредоточить внимание не на прошлом, а на настоящем, и не столько касался вопросов формирования Литургии, сколько рассматривал ее такой, какой она сложилась к сегодняшнему дню и какой она совершается сейчас в наших храмах. Отец Михаил хотел показать читателям, что Литургия не является чем-то отдельным, оторванным от живой веры, но, напротив, что именно в Литургии реализуется призвание человека к богообщению, и что именно к ней должен быть направлен вектор нашей духовной жизни.
8. При этом, говоря о Литургии, автор старался не просто объяснять тот или иной момент чинопоследования, но показывать, что в этом богослужении не только заключены, но и в полноте раскрыты все основные положения нашей веры, Евангелие, церковные догматы и каноны, библейская история и история Церкви. В этом смысле Литургия предстает перед нами как квинтэссенция всего знания и опыта Церкви, а из трех существующих в литургике аспектов — богослужебного, исторического, богословского — в этой книге сделан акцент именно на богословском толковании Литургии, понимая под богословием живое знание Церкви о своем Боге, которое находит выражение в молитве и богослужении.
***
Совершение Божественной Литургии, которая являет нам Господа, можно назвать самым важным действием, творимым в мире. А важной частью этой книги, по словам издателей, является приложение: в нем дан текст Литургии с параллельными иллюстрациями, последовательно отображающими зрительный ряд чинопоследования. Сам же текст набран таким образом, что неразрывная целостность всех пластов Литургии становится наглядной. Издатели выражают надежду, что эта книга поможет читателям разобраться в том, что совершается во время Литургии и более глубоко и осмысленно взглянуть на величайшее Таинство встречи Бога и человека — Евхаристию. Книга может стать прекрасным пособием для катехизаторов, прихожан, студентов богословских школ и самого широкого круга читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Плод веры. Старший научный сотрудник Центра музейной политики НИИ наследия Ольга Кирьянова. Часть 1
Хранители памяти. Музей истории храма преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках. Часть 3
Кузбасский ковчег. 21 января 2025
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
СОЮЗ: 20 лет в эфире! Протоиерей Евгений Попиченко
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!