У книжной полки. Иеромонах Игнатий (Шестаков). Лики древнего собора

25 февраля 2022 г.

Аудио
Скачать .mp3
К 625-летию основания Сретенской обители в Москве вышел альбом «Лики древнего собора». Он посвящен фрескам собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери, созданным в начале XVIII века. В альбоме представлены наиболее яркие и выразительные образы, сохранившие особую художественную красоту. Составитель альбома – насельник Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков), – предлагает читателям остановить внимание на отдельных фрагментах икон – ликах Спасителя, Божией Матери, апостолов, святых - и увидеть в первую очередь самое выразительное и одновременно то, что практически недоступно, не видно большинству молящихся.

***

1. Итак, сегодня мы предлагаем вашему вниманию альбом «Лики древнего собора: Фрески собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери», выпущенный в свет издательством Сретенского монастыря. В альбоме собраны наиболее яркие образы, являющиеся духовным, культурным и историческим наследием одной из древнейших обителей столицы России. Как отмечает автор-составитель, «по сути дела, даже люди, которые ходят в Сретенский монастырь 20 лет, многого не видят. Во-первых, это образы, лики и сюжеты, скрытые в алтаре, в разных дверных и оконных проемах, часть расположены на стенах под самым потолком или на нем. Некоторые сюжеты можно различить: сцены Крещения, Рождества Христова, Благовещения и другие, но увидеть близко лики Спасителя, Божией Матери, святых, ангелов очень сложно». Поэтому цель данного альбома - приблизить эту молитвенную красоту, используя фотографии.

2. В предисловии издания доктор искусствоведения Андрей Леонидович Баталов пишет: «Основание Сретенского монастыря связано с заступничеством Божией Матери за род христианский. В 1395 году по молитвам перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы, принесенным из Владимира, Москва была избавлена от нашествия войск беспощадного завоевателя Тамерлана. После этого при всякой лютой беде и опасности Владимирскую икону Пресвятой Богородицы переносили в Москву ради сугубых молитвенных прошений о помощи и спасении. А на том месте, где москвичи встречали святой образ, был основан Сретенский монастырь, который впоследствии всегда занимал особое место в церковной жизни Москвы».

3. Как отмечает Андрей Леонидович, о значении обители свидетельствует строительство здесь одного из первых каменных храмов за пределами Кремля и посада. Именно Сретенский монастырь был связан для москвичей с почитанием Владимирского образа Богоматери, самого чтимого на Руси. Четыре раза в году из Кремля в обитель направлялись крестные ходы, в которых участвовали почитаемые иконы из кремлевских соборов и московских церквей. Все они были связаны с празднованием Владимирской иконе. В годы гонений ансамбль монастыря в связи с расширением улицы Большая Лубянка был практически уничтожен. Улице, на которой находились здания, принадлежавшие карательному ведомству, необходимо было придать секуляризированный характер».

4. В результате «были снесены церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая Чудотворца, Святые врата с колокольней, кельи и другие постройки. Однако сохранилась главная святыня монастыря — собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Прошли десятилетия, и на наших глазах совершилось чудо — началось возрождение монашеской жизни в обители. Как известно, - пишет Андрей Леонидович, - Промысл Божий осуществляется через людей, ищущих Царствие Небесное. За короткое время некогда закрытая территория превратилась в один из значимых центров церковной жизни Москвы. Вновь обретенная современниками духовная значимость обители обрела и зримое выражение в создании храма Новомучеников и исповедников Российских.

5. При этом «сердцем» обители остается собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, олицетворяющий ее многовековую историю. Ансамбль фресок древнего собора служит памятником благочестия вкладчиков монастыря первой четверти XVIII столетия. Их сохранение и реставрация в монастыре, где задумывалась воплощенная ныне по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла система внутрицерковной охраны художественного наследия Русской Православной Церкви, — еще одно значимое явление, свидетельствующее о роли Сретенской обители в современной церковной жизни».

6. И сегодня, как и столетия назад, лики святых взирают на нас со стен древнего собора. По словам автора-составителя, на наших глазах оживают страницы евангельской истории, святые предстают перед нами и благодатно участвуют в молитве. Храм становится преддверием Царства Небесного на земле, местом, где люди принимают залог будущего века. В годы безбожия древние фрески были частично скрыты под штукатуркой, как будто спрятались, и эта таинственная духовная связь временно прервалась. И вот, благодаря долгим и кропотливым трудам художников-реставраторов, они снова вернулись в литургическое пространство, вновь стали зримыми участниками молитвенного единения наследников Царства Небесного. Тех, кто еще идет по земному пути, и тех, кто уже встретился с Господом в мире ином, стал частью Небесного воинства. И те, и другие живут в евангельском свете, в свете любви Господней к Своему творению.

7. Как отмечает отец Игнатий, некогда наши предки черпали знание о спасении души в духовном пространстве фресок и икон, и мы не должны пренебрегать этим опытом. Евангельские герои пребывают вне времени, они окружают нас, щедро делятся каждый своей историей и поучением. Добрый пастырь, который копьем гонит волков, милосердный самарянин, блудный сын, праотцы и небесные Силы бесплотные... Все они, по словам отца Игнатия, - наши сродники, вселенная, в которой живет и дышит воздухом Божественной благодати истинный христианин. Пронзительные образы святых порой говорят больше чем слова, пробуждают наши души, укрепляют нас на пути к спасению. Об этом знали и изографы, расписывавшие собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери столетия назад, и художники-реставраторы, восполнявшие утраты, вызванные временем. Благодаря их мастерству и умению вновь ожили для нас святые лики.

***

По словам отца Игнатия, этот альбом не претендует на то, чтобы представить абсолютную полноту ансамбля фресок собора. Но изучая собранные в нем фотографии, даже давние прихожане монастыря смогут заново открыть для себя эти древние фрески, увидев их в деталях, а все остальные читатели смогут оценить их художественную красоту и насыщенность литургической мыслью. Особенность этого издания в том, что текст представлен на русском и английском языках. Альбом «Лики древнего собора» будет интересен всем, кто любит древний храм Сретенской обители и интересуется церковным искусством, а также широкому кругу специалистов: искусствоведам, реставраторам, историкам, в том числе зарубежным.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать