Книги Священного Писания - наши проводники к благодати Божией. И одна из главных книг - это, конечно, Псалтирь. Почему «конечно»? Потому что именно по Псалтири раньше учились и читать, и писать, и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло. Святитель Афанасий Великий сравнивал Псалтирь с зеркалом, в котором грешная душа человеческая видит свои недостатки и находит средства к их исправлению. В наших программах мы уже не раз знакомили Вас с изданиями, которые содержат в себе толкование Псалтыри, но по большей части они предназначаются для взрослых читателей. Но чтобы не оставить и детей без духовной пищи, мы предлагаем познакомиться одной из книг, в которой представлены псалмы, избранные именно для них. Она так и называется - «Избранные псалмы в пересказе для детей».
***
1. Псалтирь — одна из главных священных книг христианства, хотя она и была создана в эпоху Ветхого Завета. Ее автор, святой пророк царь Давид, написал ее за много веков до того момента, когда Господь Иисус Христос, сойдя с небес на землю, раскрыл людям, что такое истинный смысл жизни и истинное блаженство — то есть как пророк предвосхитил и предварил то учение, которое Спаситель потом изъяснил нам в полной мере. Псалтирь — важнейшая книга для богослужения и домашних молитвословий. В ней раскрывается величие Бога-Творца, глубина покаяния и любви Бога к человеку и человека к Богу, показывается премудрость Промысла Божия о всяком Его творении и многое другое.
2. В это издание, выпущенное в свет издательством Лепта-книга, вошли псалмы с истолкованием, которые наиболее часто используются при Богослужении и в домашнем молитвословии. В конце книги приведен словарь трудных для детского понимания церковно-славянских слов и выражений. Книга адресована детям младшего и среднего школьного возраста и может читаться ими как самостоятельно, так и с родителями. В предисловии авторы-составители Дарья Болотина и Ольга Голосова отмечают, что в псалмах пророк царь Давид открывает перед Богом свою душу, все свои радости, печали. В них он кается перед Богом в содеянных грехах или злых поступках, благодарит Бога за Его милосердие, прославляет всемогущество, мудрость и силу Божии.
3. И еще он просит в них Бога о помощи во всех своих делах. Так и получается, что в одной маленькой книге, состоящей всего из 150 псалмов, или стихотворений, вместились все образы наших отношений с Богом: просьбы о помощи, благодарности, восхваления и просьбы о прощении за наши грехи. Вот почему Псалтирь и употребляется в богослужении ив домашних молитвах чаще всех других богослужебных книги книг, входящих в Священное Писание. На страницах этой книги собраны именно те псалмы, которые мы часто слышим в храме во время богослужений. Каждый псалом снабжен кратким назиданием, объясняющим причины и смысл его создания.
4. Чтобы не быть голословными, откроем страницу, где представлен первый псалом пророка Давида. Познакомившись с его церковнославянским текстом и русским переводом, юный читатель прочтет и краткий комментарий к нему. В частности узнает, что этот «псалом читается или поется в начале большой вечерней службы — всенощного бдения. Это один из самых важных псалмов. В нем кратко говорится о том, что ждет в будущем грешника и праведника, и о том, что счастлив тот человек, который избегает творить зло и общаться со злыми людьми. Злом можно заразиться друг от друга как болезнью, и мы, избегая злых людей и ничего не делая с ними вместе, можем сохранить себя от зла. И если мы будем сами исполнять заповеди Господни — терпеть своих ближних, помогать им и стараться делать только хорошее, - Господь всегда поможет нам и даст нам новые силы.
5. Святой царь Давид написал этот псалом за много веков до того момента, когда Господь Иисус Христос, родившись от Девы Марии, раскрыл людям, что такое истинное счастье или блаженство? В этом псалме мы видим три ступени греха: общение с отвергающими Бога людьми, вступление на путь грешной жизни или делание грехов и постоянное нахождение в обществе злых людей, губящих и преследующих добрых и праведных. Последняя ступень — самая страшная, ведь она показывает, что совесть наша больше не возмущается против зла, и мы сами совершаем зло. Этот псалом звучит в самом начале всенощного бдения. А после возгласа священника, которым открывается служба, церковный хор поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию.
6. Словами царя Давида Церковь нам показывает, что Господь заботиться и о том, что происходит на небе и в воздухе, и на земле, и в воде. Господь помнит о всех своих творениях — птицах, зверях, рыбах. Во время пения этого псалма священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон идет впереди него со свечой в руке. Это священнодействие напоминает не только о сотворении мира, но и о счастливой райской жизни Адама и Евы, когда Сам Бог ходил среди людей в Раю. Открытые царские врата означают, что тогда двери Рая были открыты для людей.
7. Перевернув несколько страниц, мы увидим, что далее составители знакомят читателей с еще одной частью Всенощного бдения, с Шестопсалмием. На страницах книги мы читаем: «Шестопсалмие — это шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и горя. Вместе с этим в них выражается горячая надежда на милосердие Божие. Шестопсалмие читается в церкви в начале второй части всенощного бдения — утрени, причем перед началом чтения свет в храме выключают, а свечи на напольных подсвечниках гасят. Делают это для того, чтобы напомнить нам, в каком страшном состоянии мы находимся, если отходим от Бога, не хотим общаться с Ним. Мы словно сидим в темноте, если живем без Бога, мы ничего не видим и не можем знать правильно. Все, кто находится в храме во время шестопсалмия, могут представить себе, как это страшно, когда ты оказываешься без помощи и поддержки, один, в темноте. И поэтому эти псалмы помогают нам осознать свое несчастье без Бога и обратиться к Нему с просьбой простить нас и помочь нам.
8. Также на страницах книги говорится о псалмах, которые поются на Литургии и называются они антифонами, о покаянных псалмах, которые мы читаем, когда готовимся к Таинству причастия, о благодарственных псалмах. Вообще, «Псалтирь» — это собрание хвалебных песен, или «хвалебник», которые пели, играя на музыкальном инструменте, за красивый звук тоже прозванный «хвалебником», то есть хвалящим Бога. Именно этот призыв к восхвалению нашего Творца и Создателя звучит в 150-м псалме, который вы найдете в конце этой книги.
***
Святитель Василий Великий называет Псалтирь сокровищницей, в которой всякий непременно отыщет что-то на пользу себе: «Познаешь из псалмов величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру терпения...», - так говорит святой отец Церкви. Будем же и мы читать Священную книгу Ветхого Завета - Псалтырь, как советуют святые отцы, «не борзяся», то есть не торопясь, а «с чувством, с толком, с расстановкой», читать не только устами, но и со вниманием ума и сердца. Познакомиться с некоторыми из них наши юные читатели смогут с помощью этой книги.
У книжной полки. Разработки Отдела образования и катехизации
Этот день в истории. 10 февраля
День ангела. 10 февраля
Церковный календарь 10 февраля. Преподобный Исаак Сирин
Евангелие 10 февраля. И будете ненавидимы всеми за имя Мое
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!