***
1. По словам издателей, эта книга о жизни и смерти, об искушении и моменте истины, о выборе между добром и злом, наконец, о свободном выборе в пользу высшей правды и жизни. А первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, Александр Щипков, обращаясь к читателю, отмечает, что «у Святейшего Патриарха Кирилла немало книг, и каждая из них имеет неповторимое лицо, выполняет особую миссию. Это естественно, ведь Патриарх, оставаясь епископом, прежде всего, выступает как проповедник. В каждом издании он обращается к своей пастве точно так же, как в Рождественских и Пасхальных обращениях, любой его диалог с читателем строится по законам гомилетического жанра. Тоже самое можно сказать и об этой книге.
2. В её заглавие вынесены слова, которые говорил Моисей народу Израиля в пустыне за Иорданом: Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. Как известно, - отмечает Александр Щипков, понятие избранности меняет смысл от ветхозаветного «избранный народ» к новозаветному «избранию» пути со Христом. В Новом Завете человек по собственной воле примыкает к кругу избранных, Церкви, в котором уже нет ни Еллина, ни Иудея. Этот выбор пути со Христом равнозначен свободному выбору между добром и злом в пользу добра, ибо Он есть истина и Он есть любовь. «Господь не принуждает нас к вере даже силой Своих чудес, - напоминает автор книги. - Но в ответ на нашу молитву Он творит чудеса, и чудо благодати Божией есть чудо, совершаемое Богом в ответ на веру и молитву людей».
3. Новый, христианский избранный народ совершает исход из рабства греха, как ранее народ Израиля совершал исход из египетского рабства. Конечно, свобода от греха не имеет ничего общего с секулярным пониманием свободы как вседозволенности. Выбор подлинной свободы в Боге равнозначен «избранию жизни» в христианском понимании то есть жизни вечной, жизни спасаемой души. Христиане исходят из царства греха, помогая друг другу на этом пути. Здесь невозможны компромиссы с совестью, с религиозно-нравственными принципами, ведь иначе, говоря евангельским языком, соль потеряет силу. И говоря на эту тему, Святейший Патриарх предостерегает нас: «Традиционные институты, в том числе религиозные, пытающиеся встроиться в глобализационный процесс <...> в надежде сохраниться или получить выгоду для себя, рано или поздно сталкиваются с угрозой потери собственной идентичности, что мы и наблюдаем на примере некоторых конфессий, когда-то бывших традиционными для Запада».
4. Именно этой теме, теме самосохранения Церкви в условиях современного неоязыческого секуляристского окружения, посвящена первая глава книги «Перед лицом глобальной опасности». По существу, здесь признается начало новых антицерковных гонений - не атеистических, как говорили прежде, но секуляристских, связанных с глобалистским проектом, в котором не предусмотрена Церковь как самостоятельная и влиятельная социальная сила. Перед лицом этой опасности и для успешного противостояния ей, Святейший Патриарх призывает как верующих, так и неверующих помнить то главное, что нас объединяет. Мы - русская общность, народ, созданный святым князем Владимиром, и наше историческое культурно-языковое пространство сегодня называется Русским миром.
5. Вместе с принятием ортодоксального христианства равноапостольный князь Владимир заложил нравственные и символические коды нашей культуры, которые во многом сохранились даже в условиях госатеизма. О русской общности Патриарх пишет во второй и третьей главах «Истоки нашей истории и будущее Отечества» и «Единство Святой Руси». Он напоминает читателю о том, что народное единство «неразрывно связано с единым пониманием его истории: с почитанием общих героев, с сохранением общих памятников, с общим торжеством в годовщины побед и с общей печалью в годовщины трагедий». Огромную роль в этом сохранении общности, напоминает Святейший Патриарх Кирилл, играет «традиция как сила, передающая в том числе ценности и культурный код нации». И если тема культурного кода неоднократно звучала в первой части книги, то завершается ход рассуждений Патриарха темой высшей правды и темой веры.
6. При этом Предстоятель Русской Церкви не боится использовать в качестве иллюстраций своих тезисов примеры из массовой культуры - конечно, дополняя их необходимыми интерпретациями. В главе «Есть только одна правда» он дает христианское прочтение и раскрывает смысл общеизвестного диалога из фильма «Брат»: «В чем сила, брат?» - «Сила, брат, в правде. О чем забыли сказать режиссер и его герой? - задается вопросом автор и отвечает: о том, что истинная, высшая правда одна. «И с христианской точки зрения <...> надо было сказать: "Брат, правда-то в Боге"». При этом «правда Божия нудится, то есть силой овладевается», следовательно, она требует настойчивой работы человека над собой и над окружающим миром.
7. Поскольку подлинная правда только одна, Божия, то земной путь души человеческой не знает нейтральных территорий, ничейной земли. Духовная брань не признаёт серых зон, компромиссов с совестью, не знает она и подлинного безверия. Вопрос лишь в том, во что именно или в кого человек верит. Вообще, понятие «вера» для данной книги, как и для остальных патриарших книг, является ключевым. «Сколько раз в ответ на молитву Господь спасал наш народ и нашу страну! - отмечает Святейший. - Никогда народ наш не вступал в борьбу со смертельным врагом без молитвы. Вера, то есть связь человека с Богом, - главное. Это словно выключатель: как нужно замкнуть цепь, чтобы увидеть электрический свет, так и вера замыкает цепь между человеком и Богом». «Если мы не устанем верить, не охладеем к Богу, то сможем надеяться на лучшее в нашей исторической судьбе» - заключает Александр Щипков.
***
Автор статьи, которая завершает эту книгу, расценивает эпистолярное наследие Святейшего Патриарха Кирилла как уникальную возможность воспринимать патриаршие проповеди, слова и обращения вживую, здесь и сейчас, в реальном историческом времени, хотя они доверены бумаге и издательскому прессу. Святейший Патриарх в своем творчестве возрождает и наполняет современным содержанием древнерусский жанр слова, вводя в повседневное употребление понятия, которые мы сегодня произносим не задумываясь: «традиционные ценности», «традиционные религии», «Русский мир». Александр Щипков убежден, что новая книга Святейшего Патриарха Кирилла станет предметом изучения для новых поколений исследователей, а изложенные в ней идеи, станут частью мировоззрения российского общества.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 21 апреля 2024 года
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!