«Умом Россию не понять», - так написал в своем произведении Федор Иванович Тютчев. И правда, трудно понять и раскрыть во всей полноте душу русскую. Над ее изломами потрудилось немало писателей, но немногим удалось заглянуть в ее святая святых. Из русских писателей 20 века глубоко в душу русского народа проник Иван Сергеевич Шмелев. Господь дал ему дар продолжить заветное дело Пушкина, Гоголя, Достоевского – показать смиренно-сокровенную православную Русь, душу русскую, Божиим перстом запечатленную». Итогом нравственных и религиозных исканий Шмелева, его последней «песней о Родине» стал неоконченный роман «Пути небесные». Одно из последних изданий этого романа было осуществлено издательством Сибирская Благозвонница. Об этой книге – далее в нашей программе.
***
1. «Пути Небесные» оказались для Шмелева итогом раздумий о смысле жизни, о назначении человека и о чудесах, раскрывающих духовный смысл происходящего и дающих надежду на будущее. Работа над книгой продолжалась более 15 лет (с 1935 по 1950 год), замысел постоянно усложнялся (от очерка до многотомного романа), становясь все более и более значимым для самого автора. Роман этот во многом уникальное явление в русской культуре. В нем показана жизнь человеческой души, руководимой Божественным Промыслом и ведущей духовную брань с силами зла. Здесь встречается отражение не только душевно-телесной, но подлинно духовной жизни человека.
2. В основе романа реальная история двух людей - инженера Виктора Алексеевича Вейденгаммера и Дарьи Ковалевой, живших в конце XIX века рядом с Оптиной Пустынью. Дарья, кроткая и глубоко верующая девушка, духовная дочь известного оптинского старца Иосифа, способствовала нравственному перерождению Виктора Алексеевича. После ее внезапной смерти Виктор стал монахом Оптиной Пустыни. В первой главе своего произведения автор пишет: «Эту чудесную историю - в ней земное сливается с небесным - я слышал от самого Виктора Алексеевича, а заключительные ее главы проходили почти на моих глазах. Виктор Алексеевич происходил из просвещенной семьи, в которой перемешались вероисповедания и крови: мать его была русская, дворянка; отец - из немцев, давно обрусевших и оправославившихся.
3. Родился он в начале сороковых годов, был высокого роста, сухощавый, крепкий, брюнет, с открытым, красивым лбом, с мягкими синими глазами, в которых светилась дума, и вспыхивало порой тревогой. Всегда в нем кипели мысли, он легко возбуждался и не мог говорить спокойно». «В детстве, - продолжает автор, - он исправно ходил в церковь, говел и соблюдал посты; но лет шестнадцати, прочитав что-то запретное, — Вольтера или Руссо, — решил «все подвергнуть критическому анализу» и увлекся немецкой философией. Резкий переход от «нравственного календаря» к Шеллингу, Гегелю и Kaнту вряд ли мог дать что-нибудь путное юному уму, но и особо вредного не случилось: просто образовался некий обвал душевный.
4. «В церкви, в религии я уже не нуждался, — вспоминал о том времени Виктор Алексеевич. - Многое представлялось мне наивным, детски-языческим. «Богу - если только Он есть надо поклоняться в духе, а в поклонении Бог и не нуждается», - думал я». И он стал никаким по вере. Сороковые годы ознаменовались увлечением немецкой философией, шестидесятые — естественными науками. В итоге последнего увлечения — крушение идеализма, освобождение пленной мысли, бунтарство, нигилизм. «С той поры «вся эта ерунда», как называл я тогда религию, - рассказывал Виктор Алексеевич, - перестала меня тревожить. Нет ни Бога, ни дьявола, ни добра, ни зла, а только «свободная игра явлений». И все. Ничего «абсолютного» не существует. И вся вселенная — свободная игра материальных сил».
5. Окончив Московское техническое училище, Виктор Алексеевич женился по любви на дочери помещиков-соседей. Но скоро семья распалась, и герой романа остался один на один со своими увлечениями. А увлекался он тогда астрономией, или астрономической механикой. Однажды, черной мартовской ночью, созерцание звездного неба и скорбь о непознаваемости тайн мироздания привели Вейденгаммера к потери сознания. На один микромиг перед ним разверзлись небеса, и он увидел «бездонную бездну бездн», на фоне которой - яркие, живые небесные пути в их движении и пересечениях. Он остро ощутил невидимую Силу, которая движет все эти бесчисленные миры, и его охватило чувство беспомощности перед бездонным, непостижимым источником всех видимых путей движений.
6. «После открывшегося ему комната показалась такой давящей, будто закрыли его в гробу и ему не хватает воздуху». В отчаянии Виктор Алексеевич выбежал на улицу, чтобы обрести равновесие. Там в ранний утренний час он встретил плачущую девушку – сироту Дарью Королеву, которая рассказала ему о своих невзгодах. Все это происходило напротив Страстного монастыря, и когда началась заутреня, девушка скрылась за монастырскими воротами. Так, в темную мартовскую ночь, на Тверском бульваре скрестились пути двух жизней: инженера-механика Виктора Алексеевича Вейденгаммера, 32 лет, и золотошвейки Дарьи Ивановны Королевой, 17 лет. Их дальнейшую судьбу и воссоздает Иван Сергеевич Шмелев.
7. Писатель встречался с Вейденгаммером в Оптиной Пустыни в 1900-1910-х годах, куда Виктор Алексеевич ушел после трагической смерти своей возлюбленной Дариньки. Рясофорный монах Виктор провел в Оптиной пустыни последние 16 лет своей жизни и исполнял послушание инженера-строителя. Память о нем хранят возведенные под его руководством церковь прп. Льва Катанского и другие здания в Оптиной и соседней Шамординской обителях. Стоит добавить, что Виктор Алексеевич был дядей супруги писателя - Ольги Александровны, которая оказала огромное влияние на духовное становление Шмелева. Образ Дарьи, несомненно, вобрал некоторые черты жены писателя, которой он и посвятил свой роман.
8. Создавая свою последнюю книгу, писатель посещал монастыри, чтобы самому полнее проникнуться атмосферой их жизни. Так, летом 1936 года, во время поездки по Прибалтике, Шмелев посетил Псково-Печерский монастырь. А в следующем году он провел три недели в монастыре св. Иова Почаевского – крупном центре русского православия за рубежом. «Я должен быть ближе к монастырю: мне нужен воздух моей Родины. Только там я смогу - если Бог даст - закончить мою работу», - писал он в январе 1948 года, имея в виду третий том «Путей Небесных». Но этим планам не удалось осуществиться.
***
Роман русского писателя-эмигранта Ивана Сергеевича Шмелева – «Пути небесные» - является, по выражению самого автора, «опытом духовного романа», но, к сожалению, произведение осталось незавершенным. Первый том был написан в мае 1936 года, второй - создавался в 1944-1947 годах. Смерть писателя в 1950-м помешала ему завершить последнюю часть этой трилогии. «Пути небесные» - это роман о человеческих чувствах и нравственном выборе, о тайнах духовного пути и духовном возрождении. И хотя идея писателя не была воплощена им полностью, два вышедших тома романа все же выразили дух православной жизни, христианские представления о мире и человеке.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Вечерня с акафистом прп. Сергию Радонежскому, 7 октября 2024 года
Божественная литургия 7 октября 2024 года
Этот день в истории. 7 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!