У книжной полки. Истинная жизнь – во Христе. О молитве в вопросах и ответах

13 июля 2020 г.

«Молитва — это прорыв в вечность, обращённость души к Тому, Кто сотворил её; незримый луч, идущий от Фавора к человеческому сердцу; преображение души, одухотворение тела», — так говорит о молитве архимандрит Рафаил (Карелин), отвечая на вопрос: что же такое молитва в своей новой книге.  В настоящем издании собраны его ответы на многочисленные вопросы читателей его сайта, касающиеся молитвенного делания, преимущественно молитвы Иисусовой. Издание будет интересно всем, кто стремится глубже осмыслить значение молитвы в деле спасения. «Истинная жизнь — во Христе. О молитве в вопросах и ответах». Так называется книга, о которой пойдет речь в нашей программе.

***

1. В этой книге  архимандрита Рафаила (Карелина), рассмотрены не только теоретические понятия, но в большей степени именно практическая сторона дела. На страницах издания идет живой разговор автора с теми, кто проявляет искренний интерес к молитве. А поскольку она является барометром духовной жизни, то и вопросы касательно молитвенного делания исходят не из праздного любопытства или желания расширить свой кругозор, а именно из практической нужды в поддержке и совете. Тем более что молитва, как основное орудие против врага рода человеческого всегда встречает сопротивление с его стороны. Поэтому и нужен совет более опытного наставника, каким и можно назвать автора книги, архимандрита Рафаила (Карелина).

2. Автор, стараясь разрешить конкретные вопросы практического осуществления молитвы, затрагивает различные её аспекты. Приведем несколько примеров из книги. Вот отца Рафаила спрашивают: «В Писании Сам Господь говорит, что прежде нашей молитвы знает, в чём мы имеем нужду. Так зачем же многократное повторение Иисусовой молитвы?».  На это батюшка отвечает: «В молитве человек не только открывает Богу своё сердце, но изменяется само его сердце, так как Бог невидимо и неслышно отвечает на слова молитвы. Молитва является самоопределением человека и превращением его в личность, по подобию Высшей Личности (Бога). Молитва — это начало вечной жизни на земле; свидетельство того, что человек не только плоть, но и дух и принадлежит не только земле, но и Небу».

3. Продолжая отвечать на вопрос о частом повторении молитв о. Рафаил пишет: «Молитву можно познать только через саму молитву, как понять любовь можно только пережив её. Молитва — дыхание души. Спрашивать, зачем надо повторять молитву, так же странно, как спрашивать, зачем мы постоянно дышим». На вопрос: «Как действует Иисусова молитва?» о. Рафаил отвечает так: «Здесь действует Сам Христос, Который благоволил стать Спасителем мира и избрал из всех имён имя Иисус, которое неразрывно связано с Его Личностью. Сын Божий не только спас человека — Он продолжает постоянно спасать его, принимая на Себя грехи человека, становясь между грешником и Божественным правосудием».

4. «Цель молитвы, — пишет о. Рафаил, — сочетание сердца с именем Иисуса Христа. Если человек не достиг непрестанной молитвы во время земной жизни, но постоянно прилагал к тому усилия, то Господь даст ему в час его смерти молитву, подобную крыльям, на которых душа вознесётся к небу. Непрестанная сердечная молитва  — есть великое сокровище, которое и добывается великим трудом». Что это за труд и в чем он заключается? – спрашивают о. Рафаила. «Человек, — отвечает батюшка, — должен считать молитву главным духовным деланием и подчинить ей свою жизнь — как внутреннюю, так и внешнюю. Человек, стремящийся к Иисусовой молитве, должен постоянно отсекать всё, что отвлекает его от Бога, рассеивает ум, загружает ненужным и лишним память, расслабляет волю».

5 Человек, занимающийся молитвой, замечает о. Рафаил, должен «остерегаться лжи, которая грязнИт сердце, и избегать злобы, так как со злобным сердцем не может соединиться имя Иисуса Христа. Если же человек не подчинит свою жизнь молитве, молитва останется внешней, сердце — раздвоенным, а ум будет постоянно отвлекаться от слов молитвы». И что же приобретает человек благодаря молитве в этой жизни? «Покой и радость, — пишет о. Рафаил. — Грех наполняет душу горечью и постоянным беспокойством, а благодать Божия даёт мятущейся душе покой. Внешние блага не могут сделать человека счастливым, если в душе у него зловонная яма. Напротив — молитва, совершающаяся в сердце, убогую хижину превратит в дворец».

6. И что же, «если мы будем стараться изгонять из своего ума память о мире, не погаснет ли в нашей душе любовь к людям — нашим страждущим братьям?». И вот какой ответ на этот непростой вопрос мы читаем у о. Рафаила: «Когда воин из свиты царя предстоит к его трону, то он не заботиться уже ни о чём, зная, что царь не оставит своей милостью не только его, но и его родных. Когда воин с оружием в руках стоит в страже царя, то он не должен ни оглядываться вокруг, ни говорить ни с кем — его взор и ум должны быть обращены к царю. Молитва спасает людей от бед и несчастий, угашает гнев Божий и низводит благодать на землю. Поэтому молитва — это милость к миру». Так просто и образно и в тоже время глубоко отвечает о. Рафаил на самые разнообразные вопросы.

7. Вот, к примеру, на вопрос о внимании и рассеянности во время молитвы, о. Рафаил отвечает, что «есть два вида рассеянной молитвы. Первый — когда человек старается, но не может овладеть своим вниманием: ум оставляет слова молитвы и обращается к земным предметам, но человек не бросает молитву, снова возвращая ум к её словам, и опять ум вырывается, и вновь человек силой воли возвращает его к тому месту, которое ум покинул. Это борьба. И ради труда человека такая молитва спасительна. Второй вид, — пишет автор — небрежная молитва, подобная нечистой жертве Каина, которую отверг Господь. При такой молитве человек произносит молитву без должного внимания, не понимая, перед Кем стоит, что делает, с Кем беседует. О такой молитве пророк Иеремия сказал: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10)».

8. На вопрос: «о чём молиться и что можно посоветовать современному человеку?» - о. Рафаил замечает, что «современный человек молится больше о земном благополучии и здоровье, чем о своём вечном спасении. Поэтому следует переместить векторы молитвы в сторону вечных духовных благ». Современному человеку автор советует заниматься Иисусовой молитвой. «Но, говорит он, - для неё нужен определённый образ жизни и строгий контроль над впечатлениями и информацией, которыми перегружены наши современники». На вопрос: какие книги о молитве, особенно Иисусовой, Вы посоветуете читать новоначальному о. Рафаил рекомендует воздержаться от книги схимонаха Иллариона «На горах Кавказа», а читать лучше сочинения святых Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника». 

***

В этой книге затронуто очень много различных вопросов и о молитвенном труде и искушениях встречающихся на этом пути, и о молитве святым, Божией Матери и многое другое. На страницах издания любой читатель почерпнет много полезного и назидательного. Конечно, нельзя не отметить литературный дар автора, его умение образно и глубоко выражать мысль. При чтении его книг всегда возникает ощущение, что ты прикасаешься к  духовному,  погружаешься в мир, где нет места лжи и полумерам, а есть мир и радость в Духе Святом. И надеемся, наш читатель оценит по достоинству новую книгу о Рафаила «Истинная жизнь — во Христе», посвященную молитве – матери всех добродетелей.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать