***
1. Итак, в основу этой книги лег труд известного мыслителя и подвижника благочестия, святогорца Агапия «Спасение грешных». Настоящее издание представляет собой его сокращенную переработку, рассчитанную на современного читателя. В нем простым и доступным языком изложены глубочайшие и важнейшие истины, без знания которых невозможно понять суть православной науки о душе, православной психологии. В отличие от мирской науки, она направлена не на гармонизацию отношений с подобными себе людьми или, хуже того, на прагматичное использование людей для своей пользы, на корыстное извлечение наибольшей выгоды для себя из общения с ними, но на цели высшего порядка, цели, истинно достойные человека как образа Божия на земле. Только усвоив истинную душевную культуру, человек может жить на земле гармонично, и только усвоив науку спасения души, он может сделать ее наследницей непреходящего блаженства в Царствии Небесном.
2. В начале книги содержатся краткие сведения о самом авторе, которые, по словам издателей, весьма скудны и скромно сокрыты в недрах его сочинений. Смиренный подвижник всегда старался оставаться в тени, не стремился к общению со знаменитостями своей эпохи и стяжанию высоких церковных чинов. Он всецело посвятил себя проповеди слова Божия и заботе о спасении душ ближних. Как сообщают составители, инок Агапий, в миру Афанасий Ландос, родился в конце 16 века на Крите, в городе Хандак, сегодняшнем Ираклионе. Достоверно известно, что еще юношей он обучался греческой и латинской литературе на Крите, где в ту эпоху образование находилось на очень высоком уровне. Существует предположение, что Афанасий Ландос также прошел курс обучения в Италии. Однако, как бы там ни было, смело можно заключить, что уже в юном возрасте будущий монах получил блестящее образование.
Не сохранилось точных сведений, когда именно Ландос покинул мир и удалился на Святую Афонскую Гору, приняв там монашеское имя Агапий. Вначале он подвизался два года в Лавре святого Афанасия, но, в конце концов, предпочел уйти из общежитийного монастыря, чтобы в одиночестве заняться Богомыслием. Инок удалился в келлию скита Малой Анны, где предался изучению духовных книг и писательству. Богатый материал для его работы содержали не только имевшиеся у него собственные греческие и итальянские книги, но и библиотеки Святого Афона. Однако беспокойный дух Агапия не довольствовался этим. Он желал быть ближе к народу и его нуждам, стать проповедником.
«В то время, когда латиняне и протестанты без устали распространяли свои идеи, - замечает один из исследователей той эпохи, - греческий народ оставался без просвещения. Не было учителей, способных наставлять и утверждать его на пути Православия. Не было образованных священников, которые просвещали бы его. Поэтому Агапий принял решение дать то, чего народу не хватало...». Делал он это сугубым образом: живой проповедью и изданием духоносных книг, расходы на печатание которых брал на себя. Его книги, написанные простым, доступным языком, с одной стороны, просвещали народ и утверждали его в истинной вере, с другой - являлись незаменимым пособием для священников в их пастырском служении.
Эти книги не раз переиздавались и имели огромный успех среди людей. Более того, согласно свидетельству историков, на протяжении двух веков труды монаха Агапия явились единственным руководством в духовной жизни порабощенного турками греческого народа. А «Спасение грешных» - это первый его труд, изданный в Венеции и посвященный Пресвятой Богородице, сразу же стал излюбленной книгой для каждого православного грека. Популярной она оставалась и после национального возрождения Греции. Ее успех был изумительным: дважды она издавалась самим Агапием (в 1641 и 1647 годах). После же его смерти и до сегодняшнего дня она была переведена на арабский, румынский, турецкий и другие языки и переиздана 40 раз!
Из названия книги следует, что ее цель - помощь грешным в их спасении. Инок Агапий простым и доступным языком учит христиан, как нужно жить согласно заповедям Божиим и учению Церкви. Так в первой части этого издания автор говорит о грехах в целом, и о страстях, отдельно о каждой, «с истолкованием и важными примерами, – так что каждый, по словам самого автора, - может узнать свой соделанный грех и найти способ излечения». В этой же части книги автор говорит «о скорбях, сколь они полезны страждущим», а также предлагает читателям «различные молитвенные обращения», с помощью которых «каждый мог стойко выдерживать скорби, помня о большой пользе, которой он удостаивается через печали. Завершает первую часть книги напоминание о тщетности сего мира: автор говорит о презрении к миру и всем временным вещам, то есть богатству, чести и другим плотским вкушениям.
7. Вторая часть издания посвящена нашим обязанностям пред Богом: любви, посту, молитве, исповеди, Божественному Причастию, памяти о смерти, рае и аде. Здесь автор пишет: «Пророк Давид премудро дает определение смысла добродетельной жизни, говоря: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). Об уклонении от зла мы говорили в первой части настоящей книги, во второй же ее части мы расскажем о созидании блага, упражнении человека в добродетели, а также Страшном Суде, рае и аде». И начинает автор свой рассказ с основной иерархии добродетели, которую должны знать все люди. Все эти глубочайшие и важнейшие истины на протяжении многих веков не теряют своей актуальности, и сегодня знания о них как никогда нужны современным христианам.
***
По словам издателей, «в христианской науке о спасении нет сложных терминов, нет мудреных слов, понятных зачастую лишь узкому кругу людей. Здесь все очень просто и ясно: добро и зло, грех и добродетель, гордость и смирение, нерадение и подвижничество. Все это понятно и некнижным рыбакам, и простецам, и малым детям, ибо Бог хочет, «чтобы все спаслись и пришли в познание истины». Нужно только желание спастись. Нужно только возненавидеть зло и возлюбить Бога, хорошо выучить золотые правила Божественной науки спасения и, с помощью Божией, неотступно следовать им в своей жизни». Этому посвящена и настоящая книга, которой, как надеялся автор, многие будут руководствоваться на пути к покаянию, чтобы спастись.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!