***
1. Итак, в основу этой книги лег труд известного мыслителя и подвижника благочестия, святогорца Агапия «Спасение грешных». Настоящее издание представляет собой его сокращенную переработку, рассчитанную на современного читателя. В нем простым и доступным языком изложены глубочайшие и важнейшие истины, без знания которых невозможно понять суть православной науки о душе, православной психологии. В отличие от мирской науки, она направлена не на гармонизацию отношений с подобными себе людьми или, хуже того, на прагматичное использование людей для своей пользы, на корыстное извлечение наибольшей выгоды для себя из общения с ними, но на цели высшего порядка, цели, истинно достойные человека как образа Божия на земле. Только усвоив истинную душевную культуру, человек может жить на земле гармонично, и только усвоив науку спасения души, он может сделать ее наследницей непреходящего блаженства в Царствии Небесном.
2. В начале книги содержатся краткие сведения о самом авторе, которые, по словам издателей, весьма скудны и скромно сокрыты в недрах его сочинений. Смиренный подвижник всегда старался оставаться в тени, не стремился к общению со знаменитостями своей эпохи и стяжанию высоких церковных чинов. Он всецело посвятил себя проповеди слова Божия и заботе о спасении душ ближних. Как сообщают составители, инок Агапий, в миру Афанасий Ландос, родился в конце 16 века на Крите, в городе Хандак, сегодняшнем Ираклионе. Достоверно известно, что еще юношей он обучался греческой и латинской литературе на Крите, где в ту эпоху образование находилось на очень высоком уровне. Существует предположение, что Афанасий Ландос также прошел курс обучения в Италии. Однако, как бы там ни было, смело можно заключить, что уже в юном возрасте будущий монах получил блестящее образование.
Не сохранилось точных сведений, когда именно Ландос покинул мир и удалился на Святую Афонскую Гору, приняв там монашеское имя Агапий. Вначале он подвизался два года в Лавре святого Афанасия, но, в конце концов, предпочел уйти из общежитийного монастыря, чтобы в одиночестве заняться Богомыслием. Инок удалился в келлию скита Малой Анны, где предался изучению духовных книг и писательству. Богатый материал для его работы содержали не только имевшиеся у него собственные греческие и итальянские книги, но и библиотеки Святого Афона. Однако беспокойный дух Агапия не довольствовался этим. Он желал быть ближе к народу и его нуждам, стать проповедником.
«В то время, когда латиняне и протестанты без устали распространяли свои идеи, - замечает один из исследователей той эпохи, - греческий народ оставался без просвещения. Не было учителей, способных наставлять и утверждать его на пути Православия. Не было образованных священников, которые просвещали бы его. Поэтому Агапий принял решение дать то, чего народу не хватало...». Делал он это сугубым образом: живой проповедью и изданием духоносных книг, расходы на печатание которых брал на себя. Его книги, написанные простым, доступным языком, с одной стороны, просвещали народ и утверждали его в истинной вере, с другой - являлись незаменимым пособием для священников в их пастырском служении.
Эти книги не раз переиздавались и имели огромный успех среди людей. Более того, согласно свидетельству историков, на протяжении двух веков труды монаха Агапия явились единственным руководством в духовной жизни порабощенного турками греческого народа. А «Спасение грешных» - это первый его труд, изданный в Венеции и посвященный Пресвятой Богородице, сразу же стал излюбленной книгой для каждого православного грека. Популярной она оставалась и после национального возрождения Греции. Ее успех был изумительным: дважды она издавалась самим Агапием (в 1641 и 1647 годах). После же его смерти и до сегодняшнего дня она была переведена на арабский, румынский, турецкий и другие языки и переиздана 40 раз!
Из названия книги следует, что ее цель - помощь грешным в их спасении. Инок Агапий простым и доступным языком учит христиан, как нужно жить согласно заповедям Божиим и учению Церкви. Так в первой части этого издания автор говорит о грехах в целом, и о страстях, отдельно о каждой, «с истолкованием и важными примерами, – так что каждый, по словам самого автора, - может узнать свой соделанный грех и найти способ излечения». В этой же части книги автор говорит «о скорбях, сколь они полезны страждущим», а также предлагает читателям «различные молитвенные обращения», с помощью которых «каждый мог стойко выдерживать скорби, помня о большой пользе, которой он удостаивается через печали. Завершает первую часть книги напоминание о тщетности сего мира: автор говорит о презрении к миру и всем временным вещам, то есть богатству, чести и другим плотским вкушениям.
7. Вторая часть издания посвящена нашим обязанностям пред Богом: любви, посту, молитве, исповеди, Божественному Причастию, памяти о смерти, рае и аде. Здесь автор пишет: «Пророк Давид премудро дает определение смысла добродетельной жизни, говоря: Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15). Об уклонении от зла мы говорили в первой части настоящей книги, во второй же ее части мы расскажем о созидании блага, упражнении человека в добродетели, а также Страшном Суде, рае и аде». И начинает автор свой рассказ с основной иерархии добродетели, которую должны знать все люди. Все эти глубочайшие и важнейшие истины на протяжении многих веков не теряют своей актуальности, и сегодня знания о них как никогда нужны современным христианам.
***
По словам издателей, «в христианской науке о спасении нет сложных терминов, нет мудреных слов, понятных зачастую лишь узкому кругу людей. Здесь все очень просто и ясно: добро и зло, грех и добродетель, гордость и смирение, нерадение и подвижничество. Все это понятно и некнижным рыбакам, и простецам, и малым детям, ибо Бог хочет, «чтобы все спаслись и пришли в познание истины». Нужно только желание спастись. Нужно только возненавидеть зло и возлюбить Бога, хорошо выучить золотые правила Божественной науки спасения и, с помощью Божией, неотступно следовать им в своей жизни». Этому посвящена и настоящая книга, которой, как надеялся автор, многие будут руководствоваться на пути к покаянию, чтобы спастись.
Этот день в истории. 26 сентября
День ангела. 26 сентября
Церковный календарь 26 сентября. Священномученик Корнилий Сотник, епископ
Евангелие 26 сентября. Увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней
Читаем Апостол. 26 сентября 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!