1. Сборник «Внимай себе» вышел в свет в издательстве Сретенского монастыря и содержит в себе письма игумена Никона (Воробьева), подвижника XX века, исповедника веры Христовой, известного духовника. Его наставления основаны на святоотеческом наследии и подкреплены собственным опытом духовного делания. Настоящее издание подготовлено составителем книги, профессором Московской Духовной академии А. И. Осиповым. Письма к разным адресатам систематизированы по темам. Все они публикуются по автографам, хранящимся в личном архиве профессора. Открывает книгу жизнеописание подвижника, составленное также Алексеем Ильичем. К нему мы сейчас и обратимся.
2. Как говорится в книге, «игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в крестьянской семье. Он был вторым ребенком. Всего в семье было шестеро детей, все – мальчики. В детстве Коля, кажется, ничем не отличался от своих братьев, только, разве, особой честностью, послушанием старшим и удивительной сердечностью, жалостью ко всем. Эти черты он сохранил на всю жизнь». Алексей Ильич отмечает один интересный эпизод из детской жизни отца Никона. «В их селе часто появлялся и подолгу жил юродивый по имени Ванька-малый, которого охотно привечали родители Коли. И вот однажды, когда братья играли дома, юродивый вдруг подошел к Коле и, указывая на него, несколько раз повторил: «Это – монах, монах». Ни на самого мальчика, ни на окружающих его слова в тот момент никакого впечатления не произвели, но впоследствии, когда именно Коля, и только он один из всех братьев, стал монахом, вспомнили это предсказание».
3. Однако прежде, чем это произошло, Николай Воробьев прошел довольно типичный для богоискателя путь. Он родился в семье, которая была традиционно религиозная. Дети воспитывались в вере, но вера эта, как и у большинства простых людей, была внешней, не имела под собой твёрдой духовной основы и ясного понимания существа христианства. Подобная вера, в лучшем случае, воспитывала честных людей, но, как полученная по традиции, без труда и искания, не имевшая личного опытного подтверждения, легко могла быть потеряна. Это и случилось с батюшкой. Поступив в реальное училище, он с жаждой ринулся в изучение наук, наивно веря, что там скрывается истина. И слепая вера в науку легко вытеснила столь же слепую у него в то время веру в Бога.
4. Однако, как пишет Алексей Ильич, скоро Николай увидел, что эмпирические науки проблемами познания истины, вечности, бытия Бога не занимаются; вопрос о смысле жизни человека в них не только не ставится, но он и не вытекает из природы самих этих наук. Жажда знания была столь велика, что он часто, оставаясь в прямом смысле слова без куска хлеба, покупал на последние деньги книгу. Он сидел ночи, изучая историю философии, знакомясь с классической литературой - и всё с одной целью, с одной мыслью: найти истину, найти смысл жизни. Чем взрослее он становился, тем обострённее чувствовал бессмысленность этой жизни. «Смерть, - думал Николай, - удел всех, как бы кто ни жил. Для себя жить нет смысла, ибо я всё равно умру. Жить для других? Но другие - это такие же смертные «Я», смысла жизни которых, следовательно, нет также. Зачем же живёт человек, если ничто не спасает ни его, ни кого-либо в мире от смерти?»
5. В 20 лет Николай блестяще окончил реальное училище, но без радости вышел из него. Об этом он говорил так: «Понял я, что как наука не даёт ничего о Боге, о будущей жизни, так не даст ничего и философия. И совершенно ясен, стал вывод, что надо обратиться к религии». Однажды, в одно мгновение совершился радикальный перелом в мировоззрении молодого человека, произошло явное чудо, которое явилось естественным логическим завершением всех его исканий. Но в то время юноша совершенно не знал пути спасения. Как и теперь многие наши современники не знают его. О дальнейших шагах юноши, ставшего впоследствии для многих и многих духовным отцом, читайте в предисловии книги. А мы скажем еще несколько слов о письмах отца Никона, которые содержит эта книга.
6. Обращенные к очень разным по своему духовному, интеллектуальному и образовательному уровню людям, в простой, доступной форме эти письма раскрывают многие вопросы духовной жизни, которые волнуют практически каждого христианина. Можно сказать, что родилась эта книга во время гонений. Письма, собранные в ней, датированы концом сороковых - началом шестидесятых годов. И хотя массовых расстрелов и арестов духовенства и верующих тогда уже не было, гонения на религию продолжались. Монастыри были почти повсеместно закрыты и разорены. А в тех немногих, которые чудом уцелели, не было той тихой и мирной жизни, столь необходимой для духовного делания. По этой причине тысячи монашествующих, были вынуждены жить в миру и спасаться на приходах.
7. Отец Никон, сам проведший четыре года в сибирских лагерях, гонимый властями с прихода на приход, очень хорошо понимал их положение. Поэтому, читая его письма, можно заметить, как он утешает, назидает своих духовных детей, а иных и обличает, призывая к покаянию и молитве. Он также как и свт. Игнатий (Брянчанинов), уделяет очень большое внимание добродетели терпения: учит правильно преодолевать скорби, показывает, что нужно делать, какие помыслы нужно держать. Приходящим к нему людям он говорил: «Не хочешь скорбей - не греши, раскайся искренне в своих грехах и неправдах, не делай зла ближним ни делом, ни словом, ни даже мыслью, почаще храм посещай, молись, относись с милосердием к своим близким, соседям, тогда Господь и тебя помилует, и, если полезно, то и от скорби освободит». «Внимайте себе», - писал духовный отец своим чадам. - «Покаянием, терпением и смирением спасайте души ваши», - наставлял он. Эти слова обращены и ко всем нам.
***
Письма игумена Никона (Воробьева) обращены и в сегодняшний день. Они основаны на святоотеческом наследии и подкреплены собственным опытом духовного делания игумена Никона. Они проникнуты искренней любовью и состраданием к ближним, которым батюшка, как мудрый, многоопытный и одновременно смиренный пастырь, указывает путь ко спасению и средства борьбы со страстями, основывая свои советы на евангельских заповедях и святоотеческом опыте. Хочется надеяться, - пишут издатели, - что очерк о жизни игумена Никона и его письма, собранные в этой книге, дадут возможность лучше понять путь духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на нем, - понять, что есть Православие.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!