У книжной полки. Игорь Евсин. Трисвечница

22 мая 2024 г.

Не стоит село без праведника - это свидетельство православного русского народа по-прежнему живо и подтверждается повсеместно, по всем концам нашей родной земли. Одно из многих свидетельств о святой жизни наших русских праведников, чей подвиг, во многом сокрыт от нас, вы найдете в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она рассказывает о жизни простых русских женщин-крестьянок, показавших всей своей жизнью образец истинной веры и благочестия. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «Трисвечница».

***

1. Повести, составляющие эту книгу, произведения художественные, но в основе их лежат реальные факты, которые собрал писатель Игорь Евсин. На счету у этого автора двадцать книг. Основное место в творчестве - занимают жизнеописания старцев и стариц, блаженных и юродивых. Особую известность получили книги, в которых рассказывается о Матроне Анемнясевской, Любови Рязанской, Пелагее Захаровской, Феодосии Скопинской, архимандрите Авеле (Македонове) и других подвижниках веры и благочестия. В этот ряд изданий встала и данная книга, состоящая из двух повестей. Первая из них называется «Трисвечница». Она рассказывает об удивительной, духовно насыщенной жизни трёх русских праведниц, трех сестер Анисьи, Матроны и Агафьи Петриных.

2. Они жили в Шацком уезде Тамбовской губернии (ныне это Шацкий район Рязанской области) в большом селе Ялтуново, которое раскинулось по берегу реки Цны на 4 километра. Жили при разных государственных устроениях: в Российской империи, в Советском Союзе, а после распада СССР в Российской Федерации. Не раз на их глазах кардинально менялась жизнь народа, но их вера в живого Бога – не менялась, и такую же веру возгревали они в людях. При написании повести автор использовал воспоминания старожилов села Ялтуново, записанные им в конце прошлого века, новые данные, а также материалы книги «Сестры: Очерк жизни сестер-подвижниц Анисии, Матроны и Агафии». Елизавета Флоровна, от имени которой ведется повествование, образ собирательный. Он создан на основе воспоминаний о близких Петриным странницах – Маше Конобеевской и Маше Петроградской.

3. Семья Петриных, в которой родились три сестры-подвижницы, была большая. Прежде всего, нужно сказать, что родители этих подвижниц тоже отличались особым благочестием и строгостью жизни. У Алексея Филипповича и Анны Дмитриевны родилось десять детей, но в живых из них осталось всего четверо: три дочери и сын, остальные умирали в младенческом возрасте, как нередко это случалось в те времена в крестьянских семьях. Как повествует автор, первая из сестер – Анисия – родилась на Рождество Христово, когда «хор ангелов в ночи глубокой, в полночной звездной полумгле, воспел вдруг: слава в вышних Богу, да будет мир на всей земле».

4. Росла девочка на радость родителям и воспитывалась в семье в строгости и послушании. Петрины перед великими праздниками три дня ели только хлеб с водой. И Анисье то же самое давали. Приучали к строгим постам и долгим молитвам. Вот так девочка проходила чуть ли не монашеское послушание. За то и благодать от Господа получила. А если есть благодать, то все остальное, что нужно, приложится, а что не нужно — само отойдет. От Анисьи отошло желание играть со сверстниками. Зато пришло желание слушать сказы и наставления старцев, которые часто бывают у Петриных. Желание молиться в церкви и петь на клиросе. Заприметил ее ялтуновский батюшка и пригласил в хор. Голос у нее был красивый, плыл он по храму в святом кадильном дыму, распускался, как лилия на водной глади.

5. Второй родилась Матрона. У девочки обнаружили порок сердца, но по молитвам старца она выжила, а когда подросла, стала с сестрой петь на клиросе. А так как она была сметливая, родители отдали ее в школу. Девочка научилась читать, стала молиться по книгам, вслух для всей семьи читала акафисты и жития святых. Последней родилась Агафья. Она была слаба здоровьем, и поэтому за ней в детстве присматривала Матрона. Так и росли они вместе, поддерживая и дополняя друг друга. А мама их Анна со временем стала старицей высокой жизни, и детей воспитывала таким образом, что те не мыслили своей жизни без Бога, Ему служили и жили ради исполнения Его воли.

6. В голодные послереволюционные годы один прозорливый старец предсказал Алексию и Анне Петриным, что настанут такие времена, когда в их дом будут ездить из всех окрестных сёл и привозить всё необходимое. Прозорливец предвидел, что сестры будут нести крест старчества. Так всё и случилось. В 1956 году, после смерти матери, которая была для сестер и духовной наставницей, они остались втроем в родительском доме. Годы последующей совместной жизни Анисии, Матроны и Агафии были для многих верующих самыми счастливыми. Это было радостное время, когда сестры, трудясь вместе, могли оказывать духовную помощь обращавшимся к ним за поддержкой, могли, помогая друг другу, направить, утешить и молитвенно помочь всем, кто им верил и искал в них опору. Подробнее об их подвижнической жизни читайте на страницах этой книги.

7. Вторую часть издания составила повесть «Полюшка». В её основе лежат записанные автором воспоминания о Пелагее Александровне Лобачевой: ее родственников, старожилов села Захарова, хорошо знавших старицу, и архимандрита Авеля (Македонова), который и благословил автора на написание повести. В ней описываются реальные случаи, происходившие с реальными людьми, имена которых по большей части сохранены. Автор благодарит за помощь в сборе материалов сотрудников рязанской газеты «Благовест», а также Александра Николаева, сделавшего уникальные аудиозаписи о жизни подвижницы веры Пелагеи Захаровской.

8. Всю свою сознательную жизнь блаженная Пелагея посвятила служению Христу и своим ближним. Слепую от рождения, ее изгоняли из дома, и уже в детские годы испытала Полюшка голод и холод, а впоследствии клевету односельчан и гонение от властей. Ее неоднократно преследовали за веру в Иисуса Христа и проповедь Православия, угрожали расстрелом. Но Господь поругаем не бывает и хранит своих верных чад. Сохранил он и Полюшку, которая проповедуя Православную веру, вселяла в людей надежду, помогая немощным и больным. Подробнее о ее жизни рассказывает автор на страницах этого издания.

***

В годы гонений на Церковь, когда закрывались храмы, а священство подвергалось репрессиям, сестры Петрины и блаженная Пелагея Рязанская, как и десятки других воздвигнутых Богом старцев и стариц, не дали угаснуть вере в народе, а в годы, когда гонения прекратились, передавали свой опыт познания Христа. Их жизнь – это пример верности Христу и любви к ближним. Кроме того, это живая история нашего народа и Русской Православной Церкви. Она учит нас, как с Божией помощью преодолеваются даже непреодолимые препятствия на пути к Богу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать