Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Новая книга иеромонаха Симона (Безкровного) «Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев» продолжает серию духовной литературы о спасении. В ней собраны размышления о том, как хорошо всегда пребывать с Богом, как хочется уйти от земной суеты и очутившись в тиши монашеской келии, подобно апостолам воскликнуть: Господи! Хорошо нам здесь быть... (Мф. 17:4). Почему сегодня так мало спасающихся? Как вести духовную жизнь? Как возникает грех? Что такое истинное покаяние? Что такое свобода во Христе? Как можно всегда радоваться? На эти и многие другие вопросы размышляет отец Симон в своих дневниковых записях и в переписке с друзьями.
2. В предисловии книги он отмечает, что невозможно ни разбавлять мирскую жизнь Христом, ни Христа разбавлять мирской жизнью. Рано или поздно для того, чтобы спастись, придется сделать окончательный выбор: или всецело последовать за вечно любящим Христом в жизнь вечную, или остаться и погибнуть с этим гибнущим и преходящим миром. В этой не прекращающейся ни на миг духовной битве даже секунда - это цена вечности, чтобы успеть «прийти в познание истины». Помнящий о Боге становится благодатным, забывающий о Нем делается землей. Сделав основой своей жизни на Афоне непрестанную молитву и безмолвное созерцание (исихию), я, - говорит отец Симон, - подвожу итог в этих тетрадях всему выстраданному и пережитому в виде небольших разрозненных заметок и замечаний.
3. В добытой в молодых годах неимоверным трудом горстке молитвенных переживаний, как оказалось, было мало толку от найденных в ней случайных золотых блесток мимолетной душевной радости, и это не принесло сердцу почти никакой духовной прибыли, поскольку интуитивно искомый Бог открывается только во Христе в сокровенных глубинах человеческого духа, передаваясь из поколения в поколение от старца к ученику. Это во-первых. Ныне в монашеском отшельничестве на вершинах и склонах гор пытаюсь в который раз заново прийти в себя и войти «в радость Господа своего» (см. Мф. 25: 21), чтобы пребывать в ней неисходно и вечно. Для этого пришлось собрать все силы и соединить воедино все усилия, чтобы в молитвенном и созерцательном общении с Богом, по мере данного Им Духа Его, обрести познание Божественного бытия и прояснить для себя и для других подлинную суть духовной жизни и непосредственного практического опыта спасения как в миру, так и в уединении. Это во-вторых.
4. И в-третьих, - отмечает автор, - попытаться сделать сравнительный анализ уединенной монашеской жизни и сопоставить ее с иными видами священнического служения и мирской деятельности. В качестве пояснений каждая глава завершается беседами и вопросами о спасении и свободе тех духовных чад, которые не имеют возможности быть постоянно рядом, поэтому, со всей искренностью отвечая на их духовные устремления, отец Симон с признательностью приводит такие познавательные диалоги в письмах под названием «Из переписки с друзьями». Всего в книге собрана 21 тетрадь размышлений автора, которые распределены по главам.
5. В первой главе автор в частности напоминает нам слова евангелиста Иоанна Богослова, который открывает нам, что «Бог есть любовь» (l Ин. 4: 8), а духовный опыт преподобных и богоносных отцов подтверждает, что Он не просто издалека и безучастно наблюдает за копошением нашей жизни, но сострадательно и чрезвычайно деликатно заботится обо всех нас, помогает нам, как наш Небесный Отец, духовно возрастать к Небесной непреходящей вечности, ни в чем не ущемляя нашу свободу - свободу уникальных человеческих личностей. Он дарует нам смелость и отвагу всецело довериться Божественной любви, чтобы мы могли непосредственно ощущать, видеть и созерцать Его любовь в глубине нашего сердца.
6. Когда мы, по святой милости Божией, обретаем доверие к Богу, тогда мы смиряемся и во всей полноте начинаем жить Богом. Без смирения мы не ощущаем и не постигаем ничего действительно прекрасного и святого. Лишь обретя смирение, мы можем по-настоящему возрадоваться в Боге, постичь Его и даже соединиться с Ним. Когда мы живем во Христе и Он начинает явственно жить в нас, тогда мы соединяемся с Ним и ощущаем, что земля человеческая - это первая ступень Небесного рая». Если мы имеем смирение, к нам приходит ясное разумение, что все в этой жизни стремится возвратить нас к Творцу: благоприятные обстоятельства побуждают нас к благодарности Богу, а неблагоприятные события приводят к сокрушению и раскаянию пред Богом в наших грехах».
7. Это лишь малая часть того, о чем пишет отец Симон в своих тетрадях. Познакомиться с записками афонского монаха вы сможете, открыв эту книгу. А мы скажем несколько слов о келии, в которой он подвизается. Вот что о ней рассказывает сам автор: «В пустынной и труднодоступной местности, которая расположена между мысом Виглы и Святым Нилом, прячется пустынная келия Яннокопула с храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Наиболее прославился в этой келий старец и духовник иеромонах Христофор. В возрасте сорока восьми лет в 1837 году он пришел на Святую Гору и поступил в послушание к старцу Захарии в скиту Кавсокаливия. За свое совершенное послушание он очень быстро сподобился дара умной молитвы, был рукоположен в иеромонахи и сделан духовником.
8. Ради большего безмолвия и непрестанной молитвы отец Христофор поселился в безмолвнической келий Яннакопула, напротив пещеры прп. Афанасия. У него было трое послушников. На келий был принят устав безмолвников. Всю ночь продолжалось бдение, и ежедневно совершалась Божественная литургия. Лаврские отцы посещали старца Христофора, испрашивая у него духовных советов. Он утешал их в великих искушениях и говорил: «Новоначальный монах должен с великим усердием заниматься умной молитвой. Работать немного, а молиться много». За неделю он предсказал свою кончину, и в момент исхода его лицо просияло божественным светом.
***
С великим благоговением почитая память таких выдающихся подвижников умного делания, как старец Христофор, отец Симон издал свои скромные записки как смиренное служение знакомым и незнакомым монахам и мирянам. Разумеется, - говорит автор, -приведенные в книге объяснения молитвенной жизни не могут претендовать на исчерпывающую полноту и законченность, но проливают некоторый свет на великую обширность и безграничность духовного восхождения. Эти краткие записи очень важны для автора и, он надеется, что они могут оказаться интересными и полезными для всех близких нам не только расстоянием, но и сердцем.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 20 апреля 2024
Таинства Церкви. Беседа с протоиереем Владимиром Волгиным
Мысли о прекрасном. Заведующий музеем художественного освоения Арктики Иван Катышев. Часть 3
Канон. Оперная певица Светлана Феодулова. Часть 2
Благие вести. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!