У книжной полки. Гнев, злоба, раздражение

31 января 2023 г.

Многие, наверное, слышали слова апостола Иоанна Богослова о том, что «весь мир лежит во зле». Мир, в котором мы живем, во все времена был отмечен насилием: насилием между людьми, даже над не рожденной жизнью, насилием, царящим в отношениях между народами, наконец, над природой, над окружающей средой, от которой зависит наше существование. С тех пор как Каин убил своего брата, господствует закон насилия. Почему же на протяжении веков не удается человечеству справиться с гневом, злобой и раздражением? Об этом размышляет схиархимандрит Гавриил (Бунге) на страницах книги, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и называется – «Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости».

***

1. Автор книги - схиархимандрит Гавриил (Бунге) - настоятель Крестовозвиженской пустыни близ швейцарского города Лугано, известный патролог, автор множества книг, переведенных на разные европейские языки. В 2010 году принял Православие, около 40 лет живет в затворе. Научные труды отца Гавриила являются важной частью его монашеской жизни и результатом его аскетического опыта. Самым верным ориентиром в духовном поиске отец Гавриил считает книги святых отцов. «Если вы узнаете вкус истинного, - говорит он, - сможете читать что угодно и в любом другом произведении почувствуете, подлинно ли оно». Сам отец Гавриил - специалист по творениям отцов ранней Церкви, прежде всего, по литературному и духовному наследию монаха IV века Евагрия Понтийского.

2. Творения аввы Евагрия, изучению которых автор посвятил много лет, известны русскому читателю по Добротолюбию, составленному святителем Феофаном, по текстам, дошедшим до нас под именем преподобного Нила Синайского и переведенным на русский язык во второй половине XIX века, а также по переводам, выполненным в самом недавнем прошлом. По словам автора, Евагрий принадлежит к той категории людей - довольно часто, надо сказать, встречающихся в церковной истории, - судьба которых была во многих отношениях неоднозначной. Избалованный роскошью мирянин в молодости, смиренный отец-пустынник в зрелом возрасте. При жизни весьма почитаемый, а после кончины, по прошествии, правда, немалого времени, обесславленный.

3. «Отец нашей духовной письменности», - так говорили о нем, и это при том, что все его творения, за исключением немногих, сохранились лишь в переводах или под именами других авторов...» Труды отца Гавриила помогают читателям вновь открыть для себя этого монашеского писателя. Уже несколько его книг вышли в свет в издательстве Сретенского монастыря и были представлены на нашей книжной полке. В этой очередной книге в доступной форме для любого читателя раскрывается учение Евагрия Понтийского о природе страсти гнева. Авва Евагрий, как никто другой, разработал учение о гневе. Он был и великим учителем молитвы и мистической жизни. А отец Гавриил анализирует то духовное ведение, которого достиг понтийский монах, чтобы предоставить каждому возможность извлечь из этого пользу для собственной духовной жизни.

4. Не секрет, что раздражительности и агрессивности подвержено большинство людей. Удивительно то, - говорит автор, - что в определенном смысле так было всегда, даже и тогда, когда не существовало современного понятия агрессивности, о вспыльчивости говорили как о свойстве души, однако гнев и ярость  считались пороками. Евагрий Понтийский, сначала ученик Василия Великого и Григория Назианзина, а позднее, как монах египетской пустыни, — Макария Великого и его тезки Макария Александрийского, сам ставший в свое время жертвой агрессивности, отмечал, что неконтролируемая агрессивность - это величайший враг духовной жизни в целом, и в частности молитвы.

5. Исторический человек для Евагрия это «дух в теле», нематериальная, бестелесная «духовная душа» в материальном «практическом» теле, которая служит ему как «инструмент» для упражнения в добре, но также и во зле. Со своей духовной душой, сотворенной по образу Божию, человек как бы проникает в мир Божественный, тогда как материальное тело связывает его с этим родственным, окружающим его чувственным космосом. Как тело, подобно всему материальному миру, составлено из четырех элементов, так и духовная душа включает в себя части, а точнее, три начала, фактически образующих единство: разумное, яростное, желательное.

6. Два последних рассматриваются вместе как иррациональная часть души, а разумное начало называют умом. Каждое из этих трех начал обладает собственной сферой естественной активности. Авва Евагрий пишет об этом: «Разумная душа действует в соответствии с природой, когда желательная часть ее устремляется к добродетели, яростная же часть сражается за эту добродетель, а разумная часть обращается к созерцанию тварных вещей». Эта гармония возможна лишь тогда, когда все три части действуют не только «в соответствии с природой», то есть согласно воле Творца, но также и во взаимном согласии. Если же иррациональная часть действует сама по себе, человек теряет свое внутреннее равновесие и становится жертвой страстей.

7. Страсть, как и вообще зло, по словам отца Гавриила, не имеет сама в себе никакого бытия. Скорее она постоянно утверждается как болезнь. Порок - это всегда лишь извращение существа, сотворенного добрым. Так и гнев есть не что иное, как противоестественное, извращенное проявление одной из добрых начал души, а именно — ее «яростной части». Ее действие «в соответствии с природой», как говорит Евагрий, есть не что иное, как противостоящая пороку добродетель. Следовательно, невозможно ни понять порок, ни эффективно бороться с ним, если прежде не знать добродетели, противостоящей ему. Однако мы постигаем ее лишь в той мере, в какой упражняемся в ней и усваиваем ее. В случае гнева такой добродетелью будет христианская любовь, которая проявляет себя как снисходительность, терпение и так далее, для Евагрия же - прежде всего как кротость.

8. Кроткая любовь, по учению отца-пустынника, творит именно то, чему препятствует противоестественный гнев. Если гнев является разрушителем созерцания, ибо он ослепляет ум, то «мать познания», кроткая любовь, делает его ум созерцательным. И если гнев делает молитву невозможной, то при «совершенной и духовной любви» «осуществляется молитва в духе и истине».

***

Этот труд предназначен не для академической аудитории, хорошо осведомленной о творениях Евагрия, а для монашествующих и мирян, жаждущих знания о духовной жизни. Передавая в руки читателя это «руководство по духовному деланию», схиархимандрит Гавриил (Бунге) стремился принести пользу тем, кто желает «следовать по стопам старцев», как хотел этого и сам Евагрий. Эта книга откроет много нового не только монашествующим, священнослужителям и верующим мирянам, ищущим наставления в духовной жизни, но и всем тем, кто интересуется «тайнами» человеческой души.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать