Святитель Феодорит, управлявший Рязанской епархией в 1605-1617 годах, является одним из самых видных и активных иерархов Русской Церкви того времени. Господь предуготовал святителю нести свое архипастырское служение в суровую, неспокойную пору – в годы Смуты, когда народ вышел из повиновения Божиим и человеческим законам. Чтобы поднять в народе веру и благочестие, архипастырь поучал паству своим мудрым и властным словом. Проявляя ревность и усердие, он тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силой является Православная вера и что залог будущего Руси и ее процветания – утверждение в Православии всего русского народа. О событиях Смутного времени и о роли в них святителя Феодорита Рязанского рассказывает эта небольшая книга.
1. Книга «Святитель Феодорит Рязанский» вышла в свет в издательстве «Зерна». Ее составитель Игорь Евсин описывает драматические события Смутного времени, когда внутренние распри и иноземная интервенция поставили под угрозу само существование русского государства. В предисловии книги директор Государственного архива Рязанской области, Татьяна Петровна Синельникова, отмечает, что этот период изменил государственное устройство нашей страны в самом его основании: пресеклась династия Рюриковичей, разгорелись гражданская и крестьянская войны, появились самозванцы и в итоге – децентрализация государственной власти и иностранная интервенция.
2. Новое время вывело на арену новых героев и антигероев, и простому человеку разобраться в происходящих событиях было сложно – на чьей стороне быть… Но Русь рисковала попасть в полное подчинение Польше, а значит – конец православной вере! Как только русские это поняли, то с октября 1610 года их национальное и религиозное чувство начало активно пробуждаться, и все взоры обратились на Патриарха Гермогена. Как пишут историки, Патриарх не сразу понял свое предназначение, но во второй половине декабря 1610 года начал рассылать по городам грамоты. Призыв патриарха был услышан. Первой поднялась Рязанская земля, и вместе с ней – Прокопий Ляпунов, легендарный герой и доблестный воин.
3. В числе первых на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую откликнулся Рязанский владыка. Его образ занимает в издании центральное место. Жизнь святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского, воплотила в себе целую эпоху. Он жил при царствовании Иоанна Грозного, его сына Феодора, а также Бориса Годунова и Василия Шуйского. Святитель пережил во времена Великой смуты захват Москвы поляками и правление Лжедмитрия I. На архиепископа Феодорита патриарх Гермоген возлагал надежды, видя в нём духовную опору народного ополчения. Так и случилось. Святитель стал вдохновителем и первого рязанского ополчения, которое возглавил воевода Прокопий Ляпунов, и второго ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Рязанский архиерей показал себя истинным сыном своей Родины, государственно мыслящим деятелем, преданным своему Отечеству.
4. Это не осталось не замеченным русским народом. Рязанцы любили и чтили своего владыку. Каким он был, каков был его характер? Видимо, доподлинно этого мы никогда не узнаем. Но остались его дела, и одним из важнейших - обретение и перенесение мощей святителя Василия Рязанского в Успенский собор Рязанского кремля. Степан Дмитриевич Яхонтов, историк, краевед и архивист, председатель Рязанской губернской учёной архивной комиссии, писал об этом событии: «…во главе стоял архипастырь Феодорит. Полный энергии, воодушевления патриотического и религиозного… умевший разбираться в современных событиях и оценивать их, ставленник великого подвижника Русской Церкви и государства, патриарха Гермогена, архиепископ Феодорит дышал духом иным, который не знает сделок с совестью. Такие люди являются в критические моменты жизни общества и свой порыв они передают современникам и производят необычный подъем сил духовных».
5. Его духовных сил хватало на всё. Видимо, и любви в нём было много: и к русскому духу, и к русскому человеку, и к русскому менталитету. Поляки-захватчики отзывались о русских и православной вере недостойно, называя русских глупцами и выродками «давней Святой Греческой Церкви, которые, по непослушанию, как отпали от единства, так, не имея пастыря и руководителя, и святую веру и церковные обряды обратили в суеверие». Но святитель Феодорит был достойным пастырем, любимым и любящим. Он много потрудился для русской земли, о чём и говорит эта книга.
6. Именно ему после изгнания поляков из Москвы Земский собор поручил возглавить посольство к юному Михаилу Романову и просить его стать русским царем. Как известно из истории, Михаил долго не соглашался, да и его мать Марфа, несмотря на все доводы, приведенные в Соборной грамоте и убедительные речи Рязанского владыки, не хотела, чтобы сын ее принял такой тяжкий крест. И вот, когда все слова, казалось, иссякли, святитель взял икону Пресвятой Богородицы и другие чудотворные образы, принесенные из Москвы, и сказал: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете преслушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело – повинуйтесь Богу!»
7. Торжественный голос архипастыря и указание на тяжкую ответственность за отказ пред Богом и родной землёй устрашили Марфу. Обливаясь слезами, она упала на колени перед Феодоровской иконой Божией Матери и дала своё согласие на восхождение её сына на царский престол: «И глагола преосвященному архиепископу Феодориту, и всему Вселенскому Собору и боляром: ... даю вам своего возлюбленнаго единороднаго сына, света очию моею... Михайла Фёдоровича: да будет вам государем, царем и великим князем, всеа Руссии самодержцем...» А обращаясь к Божией Матери пред Ее святой иконой, промолвила: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству».
8. Венчание Михаила Феодоровича Романова на царство состоялось 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. В чине венчания и миропомазания с сонмом духовенства участвовал и архиепископ Феодорит. Так совершил святитель великое дело государственное, Собором на него возложенное, и явил себя в нем истинным сыном отечества, ревностным иерархом, государственным мужем, всецело преданным благу и славе земли Русской. Подробнее об этом и других событиях русской истории, связанных с жизнью рязанского архипастыря, говорится на страницах книги.
***
Святитель Феодорит отошел ко Господу 10 сентября (с.с) 1617 года и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля. «Воздвигнутая любовью народной» гробница, к сожалению, уже не существовала к 1912 году, когда члены учёной архивной комиссии на своем заседании 20 октября хотели увековечить память рязанского архиепископа, участника событий общероссийского масштаба. Тогда они решили: «Пора же, наконец, чтобы могила доблестного архипастыря была ведома каждому рязанцу и всей России». Через 75 лет после этого решения членов учёной архивной комиссии архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит по благословению Святейшего Патриарха Пимена был прославлен в лике Рязанских святых, и его имя стало известно всей России.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
«Православный на всю голову!». Не герои, любимые Богом
Благая часть. 7 октября 2024
Прогноз погоды на 8 октября 2024
Всенощное бдение 7 октября 2024 года
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!