У книжной полки. Эстонские пастыри и старцы

30 июня 2022 г.

В древние времена Эстонскую землю называли землей Марии, землей Богородицы. Пречистая Своими легкими стопами обошла холмы, озера и источники и явила Свою икону рядом с тем местом, на котором впоследствии был построен величественный Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь. Ее молитвами на этой благословенной земле появились старцы, которые в советское время были утешителями и целителями многих верующих людей, не только из Эстонии, но и из разных концов тогда еще не разделенной большой страны. Об этих старцах рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Эстонские пастыри и старцы».

***

1. Автор, Людмила Ильюнина, в предисловии отмечает, что пастыри Христовы, о которых пойдет речь в этой книге, при жизни не хотели, чтобы их именовали старцами. Но все, что мы сейчас о них узнаем из воспоминаний самых разных людей, указывает на то, что они обладали духовными дарами, отличающими подлинных старцев: даром рассуждения (прозорливости), даром исцеления телесных и душевных недугов и подлинным смирением Христовым. Двое из них - протоиерей Петр Серегин и архимандрит Ермоген (Муртазов) - были духовниками Пюхтицкого монастыря, протоиерей Василий Борин служил неподалеку от славной обители, протоиерей Вячеслав  Куркин восстановил храм в шахтерском городке Кохтла-Ярве, а протоиерей Василий Лысак окормлял таллиннскую паству.

2. Расскажем вкратце о двух из перечисленных пастырях-подвижниках, духовниках Свято-Успенской Пюхтицкой обители. Так, протоиерей Петр Серегин почти 30 лет духовно окормлял пюхтицких сестёр. С юных лет он стал вести «дневник правдивый и открытый», анализируя внутреннее состояние своей души «для проверки совести». Из дневника видно, как в молодом человеке «является жажда перейти к посильному выполнению высокой цели жизни». Свое предназначение он понял и записал в дневнике 5 апреля 1919 года: «Спасение. Служение Православной Церкви. Семья». И отныне каждый шаг, каждое движение мысли было освящено вечным светом Православной Истины. Немного спустя рождается вывод: «Все дарования и способности, всю жизнь, все силы отдать Церкви - самой верной сокровищнице и самому надежному хранилищу» (18 мая 1922 г.).

3. 13 апреля 1925 года он был рукоположен во пресвитера. С этого времени началась великая, самоотверженная пастырская деятельность отца Петра. Когда наступили 30-е годы - годы репрессий, не миновала служителя Церкви Христовой тюрьма. В 1932 году он был отправлен на строительство Беломорканала. В 1941 году началась война, отец Петр был на фронте до самого 1945 года и был удостоен нескольких правительственных наград. После он служил в Крестовоздвиженском соборе Петрозаводска. В эти годы отец Петр продолжал записывать свои размышления, в которых красной нитью проходила тема: как спастись. На праздник Успения Божией Матери в 1954 году он получил указ митрополита Григория (Чукова) о назначении духовником Пюхтицкого монастыря.

4. Его паства была немногочисленна, и имя его не приобрело широкой известности. Но то немногое, что оставил он после себя – его дневники - это наследие, исполненное большой духовной мудрости. Отец Петр обращался не только к монашествующим, но ко всякой душе христианской. При этом он не делал различий в задачах, стоящих перед монахом или мирянином. Сам батюшка долгие годы был белым священником, но проводил жизнь почти монашескую, и в конце земного пути сподобился иноческого пострига. В своих дневниках батюшка раскрывает большую важность внутреннего духовного делания, его первостепенность перед всеми внешними подвигами.

5. Архимандрит Ермоген (Муртазов). Как говорится в книге, родиной батюшки было Закамье. Здесь в 17 веке была сооружена Закамская оборонительная черта для защиты Руси от набегов остатков Золотой орды. На этой черте, на берегу реки Шешма, и была воздвигнута в 1652 году крепость Новошешминск, где поселились первые сто русских стрельцов. Среди этих поселенцев были и предки батюшки, происходившие из Смоленска. Часто приходилось воинам отражать набеги то Ногайской, то Киргизской Орды. Здесь и родился будущий старец, который воздвиг духовный оборонительный рубеж, защищающий от нападения орд «мира, плоти и диавола» сотни, если не тысячи, православных христиан с разных концов не только России, но и других стран.

6. По словам составителя жизнеописания, протоиерея Василия Полежаева, род старца-простой, незамысловатый, не блистающий мирскою ученостью, но крепкий верою и крестьянским трудом. Даже в именах их слышится что-то надежное, исконное. Отец - Иван, мать - Дарья, бабушка - Марфа. Для понимания духа, царившего в семье, характерен такой пример. У Марфы все дети умирали в младенчестве. В 1911 году у нее родился очередной ребенок и вскоре заболел оспой. И тогда мать, возложив все упование на Бога, совершила паломничество к чудотворной Сарсазской иконе Божией Матери «Скоропослушница». На святом источнике младенец получил исцеление. Это был отец будущего старца Иван.

7. После окончания академии в 30-летнем возрасте священник был направлен на служение в Эстонию в прославленный Пюхтицкий монастырь. 27 лет служил там батюшка. Это было время, когда и сформировался известный старец-духовник архимандрит Ермоген. В то время в Пюхтицах служил и старец-исповедник отец Петр Серегин. Помимо служения в Пюхтицах, около четверти века провел отец Ермоген в трудах по возрождению монастырей, приходов, налаживанию монашеской жизни, окормлению сестер разных обителей и множества паломников со всей России и из-за рубежа. Всё это сделало батюшку тем благодатным старцем, которым его знали в последние годы. Он перенес тяжелые заболевания. Однажды он был настолько близок к смерти, что его постригли в тайную схиму с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Но Господь продлил его годы жизни на земле для душевной пользы огромного числа духовных чад.

8. После 80-летнего юбилея отец Ермоген часто повторял псаломские слова: «Дние лет наших, в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89:10). Он знал, что его земная жизнь завершится на 83-м году. Это ему предрекала одесская блаженная старица Онуфрия. Батюшка готовился предстать пред Господом, но оставался на своем порученном Богом посту духовника до последних дней: вразумлял, утешал, молился... Батюшка начал свой восход от земли на Небо накануне праздника Всех святых, в земле Псковской просиявших. Подробнее о его жизни читайте на страницах книги.

***

По словам Людмилы Ильюниной, все батюшки, которым посвящена эта книга, были связаны духовным общением, хорошо знали друг друга. При разнице в возрасте, судьбах и характере объединяло их всех то, что они были сугубыми молитвенниками за народ. Именно поэтому Господь послал им Свои благодатные дары - они были подлинными пастырями, которые сопереживали каждому человеку, приходящему к ним, и вымаливали у Господа прощение и исцеление, даже от такого страшного недуга, как одержимость. В этой книге собраны воспоминания духовных чад о незабвенных для них наставниках, на основе этих воспоминаний составлены жизнеописания старцев земли Эстонской, а также собраны здесь их поучения и проповеди.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​