О преподобном оптинском старце Анатолии (Зерцалове) его духовный сын, преподобный Варсонофий (Плиханков), говорил: «Он любил Бога, как только можно Его любить. И это чувствовалось всякому, кто к нему приходил». Более двадцати лет отец Анатолий нес крест старческого окормления братии монастыря, монахинь и мирян, вел обширную переписку с чадами. Великий молитвенник и наставник, он, по словам церковного писателя протоиерея Сергия Четверикова, «удивительным образом соединял нежно любящее сердце, детски простую душу и способность настраивать других на свой тон с глубиною и богатством духовного познания». Отеческая любовь, духовная мудрость и терпеливое, ласковое отношение наполняют письма отца Анатолия к духовным чадам, и избранные наставления из этих писем собраны на страницах этой книги.
***
1. Эта новая книга издательства Оптиной пустыни выпущена в свет 200-летию со дня рождения преподобного Анатолия (Зерцалова), старца Оптинского. Называется она - «Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами». В книге собраны наставления старца, выбранные из его писем и бесед с духовными детьми. В предисловии издатели вкратце рассказывают о старце следующее. Преподобный Анатолий, в миру Алексей Копьев, родился 19 марта 1824 года в семье дьякона храма села Бобыли Калужской губернии. Фамилия Зерцалов ему была дана в Калужской духовной семинарии.
2. Некоторое время он служил в казенной палате, но мечтал о монашестве. И Господь явил благочестивому скромному юноше Свою волю: заболев туберкулезом - смертельной в те времена болезнью, - Алексей дал обет в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Вскоре он поправился, оставил службу и в 1853 году поступил в число оптинской братии под руководство преподобного старца Макария (Иванова). Со временем, предчувствуя приближение кончины, отец Макарий благословил послушника Алексея обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. В 1862 году Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. Старец Амвросий, видя духовные дары своего ученика, стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.
3. По благословению старца Амвросия отец Анатолий принимал участие в подготовке оптинских изданий творений аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита. В 1870 году он был рукоположен в сан иеромонаха, после чего его назначили настоятелем Спасо-Орловского монастыря Вятской губернии с возведением в сан архимандрита, однако любовь к Оптиной и своему старцу заставили его отказаться от почетной должности. В 1874 году по благословению преподобного Амвросия отец Анатолий принял должность начальника Иоанно-Предтеченского скита, а вместе с тем стал и духовником оптинской братии.
4. Современники вспоминают такой случай. Однажды отец Амвросий, побеседовав с отцом Анатолием, стоящим перед ним, как всегда, из почтения на коленях, подозвал к себе одну особу и, показывая на преподобного Анатолия, сказал: «Рекомендую: мой начальник», преподав этим урок смирения и послушания. Если к отцу Амвросию обращались по делам скита, он отсылал всех к отцу Анатолию, к своему начальнику, как он его называл. А отец Анатолий своих духовных чад по всем важным вопросам отправлял за советом к отцу Амвросию. Эти два подвижника вместе трудились в деле духовного руководства как иноков Оптиной пустыни, так и монахинь многочисленных женских обителей, а также и мирян.
5. Когда отец Амвросий основал Шамординскую обитель, он и тамошних сестер поручил духовничеству отца Анатолия, отмечая, что ему дан особый дар утешать молодых. К преподобному Амвросию сестры обращались как к старцу, а к преподобному Анатолию — как к отцу, который знал все их нужды, скорби и искушения. Так и письма старца Анатолия к духовным чадам исполнены живой и глубокой веры, желания поддержать, успокоить, помочь найти нужный духовный настрой, утешить скорбящую душу. «Господь тебя любит», «Когда между нами с тобою Бог, то кто против нас?» — с отеческой любовью обращался к своим адресатам отец Анатолий.
6. Как отмечают издатели, читая наставления старца Анатолия, замечаешь, сколько терпения положил батюшка, отогревая сестер своим вниманием и понемногу исправляя внутренний строй каждой – разного возраста, разного устроения. Двадцатилетнюю он ободряет шуткой и удерживает от желания опередить время: «Не унывай. Хоть ты и борима от страстей. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет». Более старшую по возрасту удерживает от «мнения»: «Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда». А ослабленную, старенькую, утешает: по немощи и в келье, и даже лежа можно помолиться, и не в осуждение будет попросить у матушки отпустить с послушания, когда тяжело.
7. Особенно же бережен батюшка был с юными, оставившими мир и встретившими в монастыре тяготы и скорби. Напоминая девочкам-послушницам и инокиням о том, что скорбей не избежать ни в монастыре, ни за его оградой, он, все же, указывает на высоту их призвания: «Венец девства есть высшая христианская добродетель, она есть красота и венец Церкви...Святитель Димитрий Ростовский учит: "Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет Ангел"». В наставлениях старца Анатолия есть немало вещей, полезных и для мирян. Вот, например, о хранении мира, о том, что нужно прощать с легкостью: «Все терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение».
8. Или, еще, небольшое, но такое по-отечески проницательное замечание о том, как молиться: «Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие». Таких кратких, но запоминающихся наставлений рассыпано в его письмах множество. Ласково, нежно, бережно врачевал души своих мятущихся, сомневающихся духовных чад преподобный Анатолий, обучая их великой науке христианской любви и смирения. «Учись, дорогая моя дочка», - по-отечески наставлял старец, сам опытно познавший узкий путь внутреннего возрастания души.
***
Кончина любимого наставника старца Амвросия 23 октября 1891 года глубоко потрясла старца Анатолия: силы его покинули, им овладел смертельный недуг, он стал угасать. И 7 февраля 1894 года преподобный старец Оптинский тихо почил в родной обители. Он был современником, учеником и сомолитвенником преподобных старцев Макария и Амвросия и стал их преемником и продолжателем оптинского старчества. И по-прежнему он продолжает наставлять верующий народ через свои письма, которые, по словам издателей, учат любить Бога, ободряют в борьбе со страстями, вселяют надежду на спасение души, содержат много полезных советов для всех, кто ищет духовной жизни.
У книжной полки. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово утешения находящемуся в скорбях
Благая часть. 15 февраля 2025
Лаврские встречи. Священник Сергий Учанейшвили. Часть 2
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 14 февраля 2025
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 14 февраля 2025
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!