У книжной полки. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Слова назидательные преподобного Анатолия (Зерцалова), старца Оптинского

7 февраля 2025 г.

О преподобном оптинском старце Анатолии (Зерцалове) его духовный сын, преподобный Варсонофий (Плиханков), говорил: «Он любил Бога, как только можно Его любить. И это чувствовалось всякому, кто к нему приходил». Более двадцати лет отец Анатолий нес крест старческого окормления братии монастыря, монахинь и мирян, вел обширную переписку с чадами. Великий молитвенник и наставник, он, по словам церковного писателя протоиерея Сергия Четверикова, «удивительным образом соединял нежно любящее сердце, детски простую душу и способность настраивать других на свой тон с глубиною и богатством духовного познания». Отеческая любовь, духовная мудрость и терпеливое, ласковое отношение наполняют письма отца Анатолия к духовным чадам, и избранные наставления из этих писем собраны на страницах этой книги.

***

1. Эта новая книга издательства Оптиной пустыни выпущена в свет 200-летию со дня рождения преподобного Анатолия (Зерцалова), старца Оптинского. Называется она - «Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами». В книге собраны наставления старца, выбранные из его писем и бесед с духовными детьми. В предисловии издатели вкратце рассказывают о старце следующее. Преподобный Анатолий, в миру Алексей Копьев, родился 19 марта 1824 года в семье дьякона храма села Бобыли Калужской губернии. Фамилия Зерцалов ему была дана в Калужской духовной семинарии.

2. Некоторое время он служил в казенной палате, но мечтал о монашестве. И Господь явил благочестивому скромному юноше Свою волю: заболев туберкулезом - смертельной в те времена болезнью, - Алексей дал обет в случае выздоровления поступить в монашескую обитель. Вскоре он поправился, оставил службу и в 1853 году поступил в число оптинской братии под руководство преподобного старца Макария (Иванова). Со временем, предчувствуя приближение кончины, отец Макарий благословил послушника Алексея обращаться за советом к преподобному старцу Амвросию. В 1862 году Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. Старец Амвросий, видя духовные дары своего ученика, стал постепенно вводить его в старческий труд, готовя себе ближайшего сотрудника и помощника.

3. По благословению старца Амвросия отец Анатолий принимал участие в подготовке оптинских изданий творений аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, преподобного Феодора Студита. В 1870 году он был рукоположен в сан иеромонаха, после чего его назначили настоятелем Спасо-Орловского монастыря Вятской губернии с возведением в сан архимандрита, однако любовь к Оптиной и своему старцу заставили его отказаться от почетной должности. В 1874 году по благословению преподобного Амвросия отец Анатолий принял должность начальника Иоанно-Предтеченского скита, а вместе с тем стал и духовником оптинской братии.

4. Современники вспоминают такой случай. Однажды отец Амвросий, побеседовав с отцом Анатолием, стоящим перед ним, как всегда, из почтения на коленях, подозвал к себе одну особу и, показывая на преподобного Анатолия, сказал: «Рекомендую: мой начальник», преподав этим урок смирения и послушания. Если к отцу Амвросию обращались по делам скита, он отсылал всех к отцу Анатолию, к своему начальнику, как он его называл. А отец Анатолий своих духовных чад по всем важным вопросам отправлял за советом к отцу Амвросию. Эти два подвижника вместе трудились в деле духовного руководства как иноков Оптиной пустыни, так и монахинь многочисленных женских обителей, а также и мирян.

5. Когда отец Амвросий основал Шамординскую обитель, он и тамошних сестер поручил духовничеству отца Анатолия, отмечая, что ему дан особый дар утешать молодых. К преподобному Амвросию сестры обращались как к старцу, а к преподобному Анатолию — как к отцу, который знал все их нужды, скорби и искушения. Так и письма старца Анатолия к духовным чадам исполнены живой и глубокой веры, желания поддержать, успокоить, помочь найти нужный духовный настрой, утешить скорбящую душу. «Господь тебя любит», «Когда между нами с тобою Бог, то кто против нас?» — с отеческой любовью обращался к своим адресатам отец Анатолий.

6. Как отмечают издатели, читая наставления старца Анатолия, замечаешь, сколько терпения положил батюшка, отогревая сестер своим вниманием и понемногу исправляя внутренний строй каждой – разного возраста, разного устроения. Двадцатилетнюю он ободряет шуткой и удерживает от желания опередить время: «Не унывай. Хоть ты и борима от страстей. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет». Более старшую по возрасту удерживает от «мнения»: «Делай по силе и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда». А ослабленную, старенькую, утешает: по немощи и в келье, и даже лежа можно помолиться, и не в осуждение будет попросить у матушки отпустить с послушания, когда тяжело.

7. Особенно же бережен батюшка был с юными, оставившими мир и встретившими в монастыре тяготы и скорби. Напоминая девочкам-послушницам и инокиням о том, что скорбей не избежать ни в монастыре, ни за его оградой, он, все же, указывает на высоту их призвания: «Венец девства есть высшая христианская добродетель, она есть красота и венец Церкви...Святитель Димитрий Ростовский учит: "Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет Ангел"». В наставлениях старца Анатолия есть немало вещей, полезных и для мирян. Вот, например, о хранении мира, о том, что нужно прощать с легкостью: «Все терпи – будешь и сама мирна, и другим доставишь мир! А начнешь считаться – мир потеряешь, а с ним и спасение».

8. Или, еще, небольшое, но такое по-отечески проницательное замечание о том, как молиться: «Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие». Таких кратких, но запоминающихся наставлений рассыпано в его письмах множество. Ласково, нежно, бережно врачевал души своих мятущихся, сомневающихся духовных чад преподобный Анатолий, обучая их великой науке христианской любви и смирения. «Учись, дорогая моя дочка», - по-отечески наставлял старец, сам опытно познавший узкий путь внутреннего возрастания души.

***

Кончина любимого наставника старца Амвросия 23 октября 1891 года глубоко потрясла старца Анатолия: силы его покинули, им овладел смертельный недуг, он стал угасать. И 7 февраля 1894 года преподобный старец Оптинский тихо почил в родной обители. Он был современником, учеником и сомолитвенником преподобных старцев Макария и Амвросия и стал их преемником и продолжателем оптинского старчества. И по-прежнему он продолжает наставлять верующий народ через свои письма, которые, по словам издателей, учат любить Бога, ободряют в борьбе со страстями, вселяют надежду на спасение души, содержат много полезных советов для всех, кто ищет духовной жизни.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X