У книжной полки. Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви. Протоиерей Владислав Цыпин

13 января 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Господь наш Иисус Христос говорил Своим ученикам: "...Царство Мое не от мира сего", "...Если Меня гнали, будут гнать и вас: если Мое слово соблюдали, бу­дут соблюдать и ваше". И подтверждением этих слов мы видим сразу же в первые века установления христианства, когда мир ненавидел и гнал христиан. Причины и мотивы трехвековых гонений со стороны Римской империи сложны и разнообразны. Ведь христианство являлось полным отрицанием всего языческого строя: религии, государства, быта, нравов, общественной и семейной жизни. А сам христианин для язычника был "враг" в широком смысле этого слова. Чтобы понять свойства и характер этих преследований, нужно прежде изучить их причины. Поможет нам в этом новая книга протоиерея Владислава Цыпина «Эпоха гонений. Очерки из истории Древней Церкви», вышедшая в свет в издательстве Сретенского монастыря.

***

Книга доктора церковного права, профессора, протоиерея Владислава Цыпина рассказывает об истории древнего Православия — от Рождества Спасителя до основания равноапостольным Константином Нового Рима — православной Византийской империи. Вот названия некоторых очерков: «Церковь в апостольский век», «История Церкви от разрушения Иерусалимского храма до конца I столетия от P. X.», «Христианская миссия в провинциях Римской империи», «Споры о времени празднования Пасхи», «Ереси II столетия и противостояние им», «Распространение христианства в III столетии», «Христианские богословы III столетия», «Начало монашества», «Гонения Диоклетиана», «Миланский эдикт 313 г.».

Свой рассказ автор начинает с того события, «которое по своим последствиям превосходит все остальное, что происходило тогда в Иудее, в Римской империи и на целом свете». Это Рождение Богомладенца. Свершилось это событие, как мы помним, в правление императора Августа в Вифлееме. «Там, - пишет автор, - в родном городе царя Давида, его потомок Дева Мария родила обетованного пророками Мессию — Христа, названного именем, которое в древности носил вождь израильского народа, отвоевавший обетованную страну у хананейских народов, — Иисус, что в переводе значит Спаситель. В ту пору это событие не было замечено в Риме, да и в самой Иудее о нем узнали лишь несколько вифлеемских пастухов и волхвы, пришедшие с Востока поклониться новорожденному Царю Иудейскому, а от них уже сам Ирод.

Но впоследствии летосчисление (сначала в империи, а со временем и во всем мире) стало вестись от этого события, так что даже символически история человечества оказалась разделенной им на две эры — до и после Рождества Христова. Как отмечает автор, Рождество Спасителя при императоре Августе и то обстоятельство, что Он подвергся переписи при Своем рождении и был включен в списки подданных Рима, стало для христианской историософской мысли отправной точкой в развитии идеи о вечности самой империи Рима, отсюда идет и учение о Москве — Третьем Риме. Старец Филофей выразил эту мысль в послании Ивану Грозному с эсхатологическим простодушием и предельным лаконизмом: «Никако же Римское царство разрушимо пребывает, яко Господь в римскую область написася».

В следующем очерке автор рассказывает о другом, также очень важном и трагическом событии в истории человечества: это Распятие и смерть на Кресте Спасителя нашего Иисуса Христа. Произошло это в правление Тиберия в пределах империи, в далекой от Рима Палестине, в Иерусалиме. Христос, как пишет автор, «проповедовал там благую весть о Царстве Небесном, грядущем в силе, увлек за Собой учеников, в основном людей простых и некнижных, промышлявших ловлей рыбы на Тивериадском озере, совершал исцеления и иные чудеса, поражавшие иудеев, так что среди них распространилась вера в то, что Он — обетованный пророками Мессия».

Иудеи надеялись, что с приходом Мессии рухнет римская власть и во главе с Ним они покорят и римлян, и иные народы. Но когда обнаружилось, что Царство, которое проповедовал Учитель из Назарета, не от мира сего (Ин. 18, 36) и что в земном порядке вещей никаких переворотов не произошло, иудеи отшатнулись от Него и, подстрекаемые синедрионом, приговорившим Его к смерти, но не имевшим права приводить такие приговоры в исполнение, требовали у римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата: распни, распни Его! (Лк. 23, 21). Пилат, пытавшийся уклониться от казни Человека, в Котором не находил вины, устрашился, когда ему стали угрожать доносом в Рим и, подчинившись воле народа, велел распять Иисуса.

На третий день после распятия Господь воскрес, являлся Своим ученикам, на 40-й день по воскресении вознесся на Небо. Затем в день Пятидесятницы, по Его обетованию на апостолов в виде огненных языков сошел Святой Дух. Так родилась Церковь Христова. О том, как жила, и какие гонения претерпевала Церковь в первом веке, автор рассказывает в следующем очерке. О том, сколько вообще было гонений на христиан до времени правления Константина Великого, с точностью определить трудно. Но, церковная традиция, по словам автора, насчитывает 10 гонений: Нерона, Домициана, Траяна, Марка Аврелия, Септимия Севера, Максимина, Деция, Валериана, Аврелиана и Диоклетиана, — которые уподобляются 10 казням египетским и 10 рогам апокалиптического зверя, но в этом их исчислении есть доля условности.

Если в перечень императоров-гонителей включать лишь тех, кто развязывал кампании преследований христиан, охватывавшие всю империю, то число их придется сократить, а если учитывать также региональные, локальные гонения, то в черный список врагов Церкви придется включить также Коммода, Каракаллу, Септимия Севера и других принцепсов. Но сколько бы их ни было, автор отмечает одну особенность всех гонений. Это необъяснимый с точки зрения здравого исторического смысла, провал религиозной политики могущественной сверхдержавы Древнего мира. Опыт за опытом гонения христиан давали обратный эффект, приводили сразу или вскоре к результатам, противоположным тем, на которые рассчитывали гонители, порой отличавшиеся исключительным политическим даром и даже гениальностью, как Траян или Диоклетиан, стоявшие на вершине интеллектуальных возможностей человека, как Марк Аврелий.

Их усилия оказались тщетными; остановить распространение Церкви, которая виделась им недугом, смертельно опасным для республики, для общественного блага, они не смогли. Для христианского сознания, для христианского восприятия исторических событий за всем этим открывалось действие Промысла Божия, исполнение обетования Спасителя: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).

***

Отношение правительственной римской власти к распространявшемуся среди Империи христианскому обществу выразилось во 2-3 веках в гонениях на христиан. Но с приходом к власти императора Константина Великого в истории Церкви Христовой началась новая эпоха. Крестом Спасителя и кровью мучеников Церковь одержала победу над восставшим на нее языческим Римом. При святом равноапостольном Константине было положено начало его преобразованию в Новый Рим, христианский, историками названный Византией. Но это уже другая история, не вошедшая в объем этой книги.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​