Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
В этой книге автор попытался выразить христианский взгляд на страдание, свое понимание его смысла, объяснить, почему страдание и сострадание для нас, христиан, так связаны. И рассказать, почему так нужен бывает священник в современной больнице, в чем именно состоит его служение. Во второй главе есть разного рода информация об устройстве больничного храма. Мне, - отмечает автор, - хотелось сделать ее максимально полезной, поэтому там есть и юридическая справка, которая поможет понять, какие у нас есть права, и схемы устройства домовых храмов в больничных помещениях, и многое другое. Главы 3 и 4 — о том, что и как делает священник в больничных палатах: как знакомится и говорит с людьми, служит молебны, совершает таинства. Для священника это важная практическая часть. Пятая глава рассказывает о том же, но в условиях детской больницы.
Следующая, шестая глава содержит очень короткий рассказ о помощниках священника в больнице: об их поиске, выборе, полномочиях. Если у священника есть помощники, он сможет гораздо больше сделать для больных. Глава седьмая рассказывает о том, как нужно строить взаимоотношения с главным врачом и медицинским персоналом больницы. И хотя эта глава стоит последней, это то, с чего, по мнению владыки, - хорошо было бы начать свое больничное служение, чтобы у него было меньше препятствий. В Приложениях представлены рассказы замечательных московских священников о собственном опыте помощи больным и образец договора прихода с больницей.
В предисловии книги епископ Пантелеимон отмечает: «Эта книга — хорошо ли, плохо ли она получилась — является для меня неким итогом сорока с лишним лет моей жизни, посвященных больнице. Когда-то работа санитаром в больнице помогла моему приходу к Богу. В молодости, когда я во всем разочаровался и разуверился, когда потерялся самый смысл дальнейшей жизни, мне пришла мысль, что помогать в больнице болеющим детям — это нужно и хорошо. В этом я увидел несомненный смысл. Меня не взяли санитаром в детскую больницу, направили во взрослую, и там я проработал санитаром приемного отделения — сутки через трое — почти три года.
Теперь, - пишет Владыка, - я понимаю, что мысль пойти работать в больницу была от Бога. Он призвал меня к Себе через соучастие в боли других людей. Вне больницы много иллюзорного, придуманного, ложного, мелочного и несущественного. В больнице обнажается правда жизни. Правда о том, что страдание неизбывно, что жизнь обязательно закончится смертью. В больнице, в морге я впервые увидел смерть во всем ее безобразии и ужасе. На первом же дежурстве меня позвали выносить покойника. Я всю ночь потом не спал. И хотя в Бога не верил и был некрещеным, я тогда горячо просил, сам не зная кого, чтобы больше никто в эту ночь в больнице не умер, потому что я просто не смогу еще раз спуститься в морг. Кстати, уже потом я узнал, что в здании этого морга в больнице раньше был православный храм.
Как рассказывает владыка Пантелеимон, он начал работать в больнице в феврале. А в июне уже крестился и совмещал работу санитаром со служением чтеца и алтарника в храме на Преображенском кладбище. В конце 80-х он вернулся в больницу священником. Не сразу, но осознал, что больничное служение — это его призвание. Служение в больнице в то время помогло ему пережить горе – смерть жены. «Больница, - отмечает Владыка, - еще раз сыграла спасительную роль в моей жизни. Мой опыт, который лег в основу этой книги, конечно, не полон и односторонен. Наверное, каждый больничный священник может рассказать о своем служении по-своему. В тексте иногда звучит назидательная интонация — потому только, что эти требования я отношу к себе».
То, что написано в этой книге, по словам автора, не нужно считать обязательной инструкцией для начинающего священника. Бывают схожие ситуации, но каждый больной уникален, а условия, в которых совершается больничное служение, все время меняются. Как признается владыка Пантелеимон, писать книгу было трудно, но и нельзя было не писать: для меня, - говорит архипастырь, - очень дорого все, что связано в моей жизни с больницей. Хотя на обложке стоит только одно мое имя, эта книга - соборный труд многих людей, имена которых я с благодарностью привожу во вступлении, – отмечает автор. – Мне бы очень хотелось, чтобы эта книга помогла ее читателям правильно относиться к страданию и привлекла к помощи больным больше людей».
По словам владыки, человек, попавший в больницу, вырван из привычной жизни. Он окружен незнакомыми людьми: медперсоналом, соседями по палате. Он видит рядом с собой страдания, а иногда и смерть и не знает, скоро ли его выпишут из больницы и чем кончится его болезнь. У человека в больнице появляется свободное время, чтобы подумать о многом. Господь дает ему возможность задуматься о смысле жизни и страданий, изменить свои взгляды на многое. Перед человеком приоткрывается то, что было скрыто рутиной и ежедневной суетой. Врачи порой могут полностью или частично исцелить тело, но вряд ли смогут объяснить страдальцу смысл происходящего.
Если в это особое время рядом окажется священник, он может помочь больному правильно воспринять открывшуюся реальность страдания, перенести испытание. Если человек сможет правильно относиться к своей болезни, она способна сделать его лучше, внимательнее к другим, сильнее и совершеннее духом. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) сказал однажды не всем понятные слова: сестры милосердия должны помочь больному полюбить свою болезнь. Думаю, мы не всегда можем это исполнить. Но священник может помочь больному понять, что попущенная ему болезнь — это призыв Божий изменить свою жизнь.
***
Завершая эту книгу, владыка Пантелеимон пишет: «Мне совсем не хотелось бы, чтобы вы воспринимали эту книгу как некий учебник, полный аксиом и инструкций. Это всего лишь личный опыт больничного служения – мой и других пастырей. Конечно, главная моя цель — не просто рассказать о своем больничном опыте, не просто обсудить важные вопросы. Я был бы рад, если б, прочитав книгу, хотя бы кто-то из моих собратьев-священников или выпускников духовных школ захотел сделать больницу местом своего служения. Ведь даже если в больницу придет один священник, благодаря ему будут сотни утешенных в тяжелом страдании, десятки нашедших Бога и соединившихся в Причастии со Христом».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!