***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Сибирская Благозвонница и называется «О воспитании детей». Ее автор - иерарх Русской Церкви, епископ Екатеринбургский и Ирбитский Ириней (в миру Харисим Михайлович Орда). Он был замечательным духовным писателем, редактором и переводчиком. Обладал знанием греческого, английского, французского и немецкого языков. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение», также был редактиром журнала - «Руководство для сельских пастырей». В этих журналах было помещено немалое количество его статей и заметок. Множество его талантов, соединенных с даром умелого церковного управления и сегодня не могут не вызывать чувства искренней радости за Русское Православие.
2. Из воспоминаний современников известно, что когда Владыка Ириней где-то появлялся, «всем сразу бросились в глаза его необычайная по возрасту бодрость, подвижность и живой, энергичный вид и характер. Видно было, что в этом бодром теле царит такой же бодрый дух и благолепный старец обладает деятельной натурой. Его живые глаза, его легкие движения, его твердая, звучная и ясная речь с мелодичным голосом и с легким оттенком южного акцента — все убеждало в этом впечатлении. Ободряющее действие производил на всех приветливый взор его и благодушное выражение лица, сразу располагающие и подкупающие в свою пользу...» В дальнейшем это первое впечатление полностью подтверждалось. Епископ Ириней, действительно, был энергичным и трудолюбивым человеком, отличался особым смирением. Ему были чужды гордыня и тщеславие, не любил славословия и лести. Когда кто-либо пытался польстить ему, он всегда говорил: «О мне ни слова: вот когда умру... тогда как хотите».
3. Епископ Ириней много и плодотворно занимался вопросами пастырской жизни и практики. Особое внимание в своих трудах он уделял проблемам обучения и воспитания подрастающего поколения. Заботясь о благе своей паствы, он особенно ревностно следил за правильным ходом учебно-воспитательного дела в духовно-учебных заведениях, вникал во все подробности их жизни, порядка и строя, в духовенстве воспитывал дух церковности, в своих беседах призывал паству к Святой Церкви, ее учению, молитве, пению, к ее благодати и единству во Христе. Школа, как считал Владыка, - это родное дитя Церкви и ее естественная союзница в деле учительства. И потому церковно-приходские школы, получившие развитие во время правления императора Александра Ш, стали любимым «духовным чадом владыки».
4. Совершенно особая сторона попечений владыки была его забота о женском просвещении. Им было заведено много женских церковных школ, так как он понимал, какое большое значение в крестьянском быту имеет образование девочек – будущих жен и матерей, как распорядительниц народного просвещения. В конце марта 1900 года последовало назначение его на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру. Он возглавлял ее почти два года. Именно к этому периоду относится собрание его замечательных проповедей, посвященных самым различным вопросам насущной жизни. Проповеди, подготовленные к публикации Братством святого Симеона Верхотурского, увидели свет в 1901 году и сразу же обратили на себя внимание не только церковного, но и светского общества.
5. Тогда же, в 1901 году, в Екатеринбурге была издана его книга «Поучения Иринея, епископа Екатеринбургского и Ирбитского». Этот небольшой труд и лег в основание данного издания. А так как архипастырь всегда и везде внушал родителям приучать детей к церкви с юных лет, то и этот сборник открывает поучение Владыки о том, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста. Прежде всего автор рассказывает следующую притчу:
6. «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: “вырви это дерево из земли!” и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. “Отче, – сказал он своему авве, – ты приказал мне сделать невозможное!” Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревце, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым».
7. Если эту повесть, - говорит владыка Ириней, - применить к воспитанию, то смысл дастся такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как к чему привык человек с малых лет, того и глубокая старость нелегко оставляет. Поэтому Премудрый учит: Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею их (Сир. 7, 25). Немногие родители ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже по-своему благочестивых и добрых, родителей дети оказываются с совсем нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин этого нужно видеть в самих родителях».
8. Далее в своей беседе с родителями владыка Ириней разъясняет, почему религиозное-нравственное воспитание должно начинать с самого раннего возраста детской жизни, говорит о том, что первые 5–6 лет самые важные годы и большей частью решающие на всю последующую жизнь ребенка. Объяснил автор и то, в чем вообще должно состоять воспитание, – именно, что родители должны искоренять в детях все злое и направлять их ко всему доброму. А последующих беседах архипастырь входит в некоторые подробности относительно того, какие особенно недостатки родители должны исправлять в своих малых детях и какие добрые качества, главным образом, должны насаждать в них.
***
В марте 1902 года преосвященный Ириней получил назначение на Орловскую и Севскую кафедру, ставшую последним местом его служения, — 10 апреля 1904 года он внезапно скончался от разрыва сердца... Но остались книги, которые продолжают нас удивлять глубиной суждений. Пусть прошло уже почти сто лет со времени их произнесения, наши современники смогут почерпнуть из поучений епископа Иринея много важного и полезного. В поучениях, опубликованных в этом сборнике, Владыка рассматривает вопросы развития у детей добродетелей и искоренения пороков. Его мудрые мысли и советы, несмотря на свою давность, актуальны и поныне.
У книжной полки. Тимофей Веронин. Святые целители
У книжной полки. Иван Шмелев. Еловые лапы
У книжной полки. Это мы, Господи! Повести и рассказы писателей-фронтовиков
У книжной полки. Павел Астахов. Ленька, или Один из пяти миллионов
Архипастырь. Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!