Что такое монашеское жительство, откуда оно берет свое начало, почему человек становится монахом? В наше время, когда преобладает сугубо материалистическое отношение к жизни, когда, казалось бы, повсюду налицо духовный упадок, — все же интерес к монашеству не прекращается. И это свидетельствует о его бессмертной силе, о том, что оно никогда не увядает и его доброе семя не перестает давать обильные всходы. Но о монашестве можно услышать множество самых разнообразных мнений и суждений, и чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужен человек, который сам опытно прошёл монашеский путь и стал на нём для многих духовным руководителем. Им является архимандрит Эмилиан (Вафидис), книгу которого «Дом Божий — врата небесные», мы предлагаем сегодня вашему вниманию.
***
1. Книга «Дом Божий — врата небесные: о монашестве, игумене и послушнике» вышла в свет в издательстве Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. Как отмечают сестры, с недавнего времени голос старца Эмилиана звучит в России: несколько его книг, вышедших на русском языке, приобрели большую любовь у монашествующих и мирян Русской Церкви. Его духовное наследие занимает особое место и в монастырской лавке, и в библиотеке обители. Истинный монах, аскет, богослов, опытный духовник, психолог, златоустый проповедник, схиархимандрит Эмилиан был дарован нашему времени во свидетельство того, что благодать Божия не оскудевает в Церкви.
2. Старца Эмилиана называют анатомом и врачом человеческих душ. За то, что он обладает способностью проникнуть в глубину души, поставить диагноз духовному состоянию, выявить действие страстей и помыслов, найти причины их появления и предоставить способы их врачевания. В 26 лет он стал монахом и уже в самом начале своей монашеской жизни удостоился высочайшего благодатного опыта, по силе подобного тому, какой был дарован преподобному Силуану Афонскому. После отчаянной внутренней борьбы, сердечного плача, молодой монах сподобился явления Христа. В 27 лет отец Эмилиан уже был игуменом. Сердце его горело любовью к монашеству, он прочитал всё, что смог найти, об устроении монашеской жизни: творения святых отцов, древние монашеские уставы, каноны Церкви. Он проник в самую их глубину, понял дух истинного монашества.
3. Сам пленившись невыразимой любовью Божией, восхотев проникнуть всем своим существом в таинство богообщения и духовной жизни, старец Эмилиан избрал для себя монашеское жительство, а также привел к нему сотни молодых людей и девушек и стал проповедником этого ангелоподражательного жития. И в этой книге собраны беседы старца, посвященные именно монашеству. В этих беседах, проводившихся в монастырях Симонопетра и Ормилия в период с 1978-го по 1982 год, старец Эмилиан рассматривает все стороны монашеской жизни. Он говорит и о том, когда и при каких условиях зародилось монашество, и о том, какова цель и основные черты этого жительства, и об отношениях игумена с послушником, и о том, какое место монашество занимает в современном мире, и о неизбежных трудностях, встречающихся на этом пути.
4. Все тексты, собранные в книге, проникнуты духом святоотеческой мысли и учения, они являются зрелым и благоуханным плодом глубокого и молитвенного изучения старцем писаний аскетических авторов нашей Церкви, как древних, так и более близких к нам по времени. Но, конечно же, не менее важно и то, что все беседы старца Эмилиана произнесены им из собственного богатого духовного опыта, опыта внутренней молитвы, трезвения и богообщения, опыта духовного руководства и окормления двух больших монастырей. Вообще, - как говорят издатели, - если мы будем внимательно читать писания старца, мы поймем, что он очень подробно, хотя и прикровенно, описывает свой глубокий духовный опыт. И делает он это с одной единственной целью - пробудить и в нас жажду духовной жизни, жажду Бога и обожения.
5. О монашестве старец говорил, что это «колесница, везущая нас на небо». И сегодня монашество не просто продолжает существовать в повседневной жизни и церковной истории, но остается предметом исканий для многих человеческих душ. «Насколько небо разнится от земли, а Бог от человека, настолько и монашеское жительство разнится от мирского образа жизни, - отмечает старец Эмилиан. - Монах - это тот, кто принадлежит Богу, кто просто и естественно возлюбил Господа и пришел в монастырь, движимый этой любовью. А монашеское жительство — это опыт иной жизни».
6. По словам старца, когда человек уходит в монастырь, знающие его люди всегда испытывают сильное потрясение. «Они, говорит отец Эмилиан, - относятся к этому либо со страхом, либо с противлением, либо с тайным уважением и одновременно недоумением: «Что же это такое?» Ни родители, ни родственники, ни знакомые никогда не могут понять, что за сила увлекает юношу или девушку в монастырь. Ведь по большей части эта сила увлекает за собой наиболее мужественных, добрых и всеми любимых молодых людей, именно тех, на которых возлагали наибольшие надежды, от которых ожидали мирского преуспеяния.
7. В этом и состоит таинство! - отмечает старец. - Все кругом сопротивляются, делают все, чтобы удержать человека от поступления в монастырь, чтобы не дать ему погрести себя в черной одежде. Но почти всегда тот, кто решил стать монахом, в итоге им становится! Никто не может выхватить его из тех крепких объятий, которые влекут его и которые в конечном итоге являются невидимой энергией, исходящей из иного мира и уловляющей человека. Когда в душе человека зазвучит призыв к монашеству, он проникает до самых ее глубин, и душа обретает путь к общению с Богом, к жизни в Боге. В этом призыве, исходящем от Бога и Церкви Христовой, исполняются и воплощаются самые сокровенные желания души человека. И когда он наперекор всем тем, кто пытается удержать его в миру, приходит в монастырь, он чувствует, что его душа обрела то, чего искала».
8. Так было и с самим старцем, который еще в детстве дал обет посвятить себя Богу. Став монахом и духовным наставником, он не только вдохновлял пламенными словами, но и объяснял очень просто и практично, как монаху пользоваться «колесницей, везущей на небо», то есть как проводить подлинную монашескую жизнь: как общаться с ближними, как исполнять послушание, как молиться, как относиться к своим болезням, к родственникам, вещам – ко всему. Он помогал увидеть Бога во всем: в любом человеке и обстоятельстве. О радости духовного восхождения к Богу, о решимости посвятить себя истинному наставнику душ, Христу, - говорит старец Эмилиан со страниц этой книги.
***
В книге собраны удивительные, уникальные беседы старца о таинственной и возвышенной монашеской жизни. В них он откровенно говорит о высочайших духовных состояниях и в то же время об искушениях, знакомых всем монахам, о глубокой взаимной любви игумена и духовных чад и о неизбежных трудностях в отношениях между ними. По словам издателей, читающий эту книгу монах, если он ревностен, найдет для своих подвигов правильное русло, а если немощен и склонен к унынию, обязательно воспрянет духом. Для благочестивых мирян эта книга станет откровением о монашестве и свидетельством того, что и в наши дни возможна высокая духовная жизнь, ибо Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Елена Морозова. Женский характер
Божественная литургия 24 января 2025 года
Этот день в истории. 24 января
День ангела. 24 января
Церковный календарь 24 января. Преподобный Феодосий Великий
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!