Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
Эта книга посвящена преданному духовному сыну священноисповедника Афанасия (Сахарова) - Георгию Георгиевичу Седову, служившему старостой Воскресенского собора города Тутаева. Этот человек умел деятельно любить Церковь Христову и страдальцев за веру во Иисуса Христа. Ни при каких условиях не прерывал он служения Богу и людям до последнего дня жизни. Как говорится в предисловии книги, «множество безвестных миру христиан в 20-м веке принесли свою жизнь в жертву верности Христу и Его страждущей Церкви. В тюремных застенках совершалось жесточайшее нападение богоненавистнических и человеконенавистнических сил на верующих заключенных. В этой духовной борьбе «кийждо от своих дел или прославился или постыдился».
По свидетельству тех, кто пережил «огненное» испытание, противостать давлению зла, удержаться от падения и порабощения ему возможно было не своею крепостью, но только силою Святого Духа Божия. Подвигом верности Христу даже до крови стяжали святые наши жизнь вечную, хоть в разном достоинстве, сообразно понесенным трудам. И люди, занимавшие в земной жизни очень скромное место, могли оказаться во славе своей рядом с теми, кто был великим в миру и Церкви. Подвиг непреклонного противления богоборчеству в условиях заключения имеет сопровождающего двойника - подвиг христиан, находившихся на свободе. Изначала они имели заповедь Божию веровать во имя Иисуса Христа и любить друг друга.
В конце первого века возлюбленный ученик Христов апостол Иоанн Богослов писал своим духовным детям о том, что любовь к брату (во Христе) дарована Богом Отцом, чтобы христиане могли называться и быть детьми Божиими (1 Ин. 3,1), потому что Бог есть Любовь (1 Ин. 4, 8). И эта Богом дарованная и благословленная любовь должна быть деятельной. «Дети мои! - писал далее апостол. - Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Господь Иисус Христос «положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев своих» (1 Ин. 3, 16). Следуя заповеди Божией, с первых лет существования Церкви христиане стремились «любовью служить друг другу» (ср. Гал. 5, 13), и во все эпохи гонений одним из важнейших дел любви Христовой стала помощь жертвам репрессий, как бы единение с ними в их подвиге. Оно действительно требовало любви, мужества, а подчас и самоотречения.
Слово апостола было очень близко сердцу старосты Воскресенского собора города Романов-Борисоглебска Егора Егоровича Седова, посвятившего свою жизнь самоотверженному служению гонимой Церкви. На его долю выпали и пытки тюремного заключения, и многолетнее, возращенное Христовой любовью и состраданием попечение о гонимом монашестве и духовенстве, о страждущем епископе Афанасии (Сахарове) и о храмах Божиих. Егор Егорович был человеком, глубоко преданным Церкви. События, происходившие в ней, его волновали. И получилось так, что Господь послал ему кормчего в надвигавшейся буре. В 1918 году во Владимирскую епархию священноначалием был направлен иеромонах Афанасий (Сахаров), проходивший свое послушание сначала в должности преподавателя Владимирской духовной семинарии.
В 1920 году он был в возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Владимирского Рождественского монастыря. Неизвестно, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Егора Егоровича с отцом Афанасием, но для церковного старосты, неустанно помогавшего духовенству храмов и монастырей, оно должно было произойти неизбежно. Очень скоро между ними сложились отношения глубокой взаимной любви. Егор Егорович стал близким и преданным духовным сыном отца Афанасия. Более чем через 30 лет он будет писать письма владыке Афанасию с тем же чувством горячей сыновней любви: «Христос посреди нас, наш родной и дорогой папочка, приветствую с праздником…» (10 ноября 1954 г.); «Дорогой наш возлюбленный п.[реосвященный] в.[ладыка]!..» (8 мая 1956 г.).
27 июня 1921 года архимандрит Афанасий (Сахаров) был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии и менее чем через год начался его исповеднический путь. Егор Егорович сразу принял на себя заботу о владыке, стремясь в периоды заключений, чем только можно облегчить его положение и оказывая возможную материальную помощь. Почти на 30 лет он стал неустанным «опекуном» (по словам самого владыки) епископа, сопровождавшим его сердечным и деятельным участием во всех многочисленных скорбях и испытаниях. Когда с 1927 года началось многолетнее непрерывное заключение епископа Афанасия, участие и помощь Егора Егоровича сопутствовали владыке все эти годы. Связь между ними никогда не прерывалась, они регулярно переписывались, Егор Егорович был в курсе событий многострадальной жизни заключенного епископа.
То было время, когда люди стали скрывать веру, боялись приходить в храм, исключали из своей жизни всякое общение с духовенством, жены и дети отрекались от преследуемых властями своих мужей и отцов-священников. Тогда Егор Егорович счел своим долгом как члена Церкви заботиться о священнослужителях, заключенных в тюрьмы города Владимира, и голодающих священниках на приходах во Владимире и Юрьеве-Польском. И вскоре за эту свою деятельность Егор Егорович был осужден на один год исправительно-трудовых работ, а все его хозяйство конфисковано. Когда срок закончился, он поселился в Тутаеве, где уже жила его семья, и стал прихожанином Воскресенского собора. О дальнейшей жизни исповедника Георгия Седова и его прославлении, читайте далее на страницах этой книги.
***
Егор Егорович (так всю жизнь его звали близкие) принадлежал к тому замечательному типу русских людей, ясность и простота души которых делали все их поступки основательными и каждый шаг надежным. Незыблемость веры укрепляла, утверждала их. Такие люди не обманулись подменой жизненных ценностей, не изменили своим жизненным принципам из страха, не утратили цельности души, остались верными до конца. Их крепостью устояла Россия в годы невиданных по жестокости испытаний. Исповеднику Георгию Седову и посвящена эта книга.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 19 апреля
День ангела. 19 апреля
Церковный календарь 19 апреля. Преподобная Платонида Сирская
Евангелие 19 апреля. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине
Читаем Апостол. 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!