***
1. Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова известны читателю как авторы популярных книг о детях, о проблемах современной семьи и современного образования, о процессах глобализации. «Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Дети нашего времени», «Проклятие Хама», «Безобразия в образовании» и другие уже выдержали несколько переизданий и сделались настольными во многих российских семьях. Более 20 лет назад Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна создали уникальную методику куклотерапии, позволяющую в короткие сроки без использования медикаментозных препаратов гармонизировать детскую психику. С чего всё это началось, авторы рассказывают в предисловии книги.
2. Познакомились они в 1983 году на семинаре молодых писателей, который проходил в пустующем по случаю зимы доме отдыха под Москвой. Ирина Медведева приехала как журналист (будучи по образованию клиническим психологом), а Татьяна Шишова - как переводчик с испанского (хотя по первоначальной профессии она педагог). Как рассказывают авторы, «молодых писателей там было очень много, и они вполне могли и не познакомиться, поскольку были в совсем разных группах: одна в группе журналистов, другая переводчиков. Но так получилось, - что в комнатах для переводчиков Татьяне не хватило места, а у журналистов, наоборот, одна койка была свободна, по соседству с Ириной.
3. Так они случайно (или можно сказать, по Промыслу Божиему) поселились в одном номере. Случай оказался счастливым: Подружившись, Ирина и Татьяна через какое-то время начали вместе писать детские пьесы. «В этом, говорят авторы, был какой-то элемент авантюрности, потому что ни одна, ни другая в драматургическом жанре раньше не выступали. И хотя близкие дружно отговаривали нас: дескать, театр это страшная мафия, чужих туда не пустят, слишком большие деньги, мы решили - попытать счастья. Подумали: уж если начали какое-то дело, надо довести его до конца. Наперекор пессимистическим прогнозам, все сложилось на удивление легко и благополучно: первую же нашу пьесу приняли к постановке, да и мафии никакой не было в помине».
4. Первый успех очень вдохновил авторов, и они с увлечением отдались драматургической деятельности. Шишову и Медведеву стали приглашать на фестивали кукольных театров то Сибири, то Урала, то Дальнего Востока. Благодаря этому они смогли посмотреть огромное количество спектаклей не только для детей, но и для взрослых. И наблюдая за игрой актеров, они отметили следующее. Во время спектакля, где кукловождение сочеталось с игрой актера без куклы, так сказать в «живом плане», нередко во втором случае, актеры-кукольники играли заметно хуже, чем когда управляли куклой. Причем они могли даже не прятаться за ширму, а водить куклу прямо по сцене или держать на руках, но и тогда присутствие куклы делало их мимику, пластику, интонации гораздо более органичными, естественными, свободными.
5. Тогда-то авторы задумались, в чем дело, и довольно быстро догадались, что, вероятно, кукла служит для артиста некоей психологической защитой. Вроде как не он сам двигается, говорит, поет, а она. С нее и спрос. Кукла как будто берет часть ответственность за его игру, и ему от этого легче дышится и, соответственно, лучше играется. Эта догадка позже и привела к мысли о том, что стоит попробовать, используя куклы и ширму, позаниматься с детьми, страдающими повышенной застенчивостью и страхами. В книге авторы отмечают: «Когда мы только начинали работать с трудными детьми, нам и в голову не приходило, что эта во многом интуитивная работа незаметно вырастет в нечто более серьезное и заставит нас задуматься над какими-то новыми принципами воспитания и психокоррекции.
6. Сначала нам просто хотелось выявить основные проблемы невротичных детей и попробовать решить их, выдвинув на первый план ложный мотив «поучиться на артистов». Затем стали вырисовываться иные подходы. Например, мы задумались над тем, что стоит за детскими страхами, агрессивностью, тиками, на какую скрытую «поломку» указывает тот или иной очевидный симптом? И как наладить поломанный механизм, не повредив при наладке другие его детали?» Так и появился метод лечения детских неврозов с помощью кукольного театра, и называли авторы его по-научному методом драматической психоэлевации. «Психоэлевация» в переводе на человеческий язык означает возвышение души. Ну а «драматическая» — это понятно: театральными средствами.
7. Родители также присутствуют на занятиях, при этом активно в них участвуют. Такое участие является обязательным условием, причем Ирина Яковлевна и Татьяна Львовна стараются общаться не только с мамами, но и со всеми остальными родственниками, которые окружают ребенка в семье. Общение с большим количеством детей и родителей позволяет авторам думать, что детские неврозы формируются и развиваются главным образом в семье, поэтому лечиться, а главное — предупреждаться тоже должны в семье. Сегодняшняя атмосфера в обществе, к сожалению, весьма способствует возникновению и обострению психических болезней, особенно у детей. Семья становится фактически единственным оплотом традиционного воспитания, которое, по глубочайшему убеждению авторов, есть основа психического здоровья.
8. Очень часто на занятия к авторам попадают, дети из группы риска по разного рода зависимостям и асоциальному поведению. Так что этот метод можно рассматривать и в качестве профилактического, так как работа направлена на укрепление психики ребенка и детско-родительских отношений, базирующихся, с одной стороны, на понимании особенностей своих детей, а с другой, на выстраивании традиционной иерархии и четких границ дозволенного. Подробнее о методике, которая может пригодиться многим специалистам, рассказывает эта книга.
***
Как отмечают авторы книги, страхи, повышенная застенчивость, возбудимость, расторможенность, проявления демонстративности, агрессии, негативизма у детей и очень многое другое, что омрачает жизнь ребенка и его близких, можно успешно преодолеть с помощью методики драматической психоэлевации. Отдельные главы и фрагменты этой методики за прошедшие 20 лет не раз издавались, но такой цельный, объемный труд выходит впервые. Книга будет полезна психологам, психотерапевтам, педагогам, воспитателям детских садов, социальным работникам, а также родителям, у которых нет возможности посещать коррекционные группы, но при этом есть желание скорректировать поведение своего ребенка.
Этот день в истории. 22 марта
День ангела. 22 марта
Церковный календарь 22 марта. Преподобномученица Александра (Самойлова)
Евангелие 22 марта. Великий пост. Изучаем Священную Евангельскую историю. Возвращение Святого семейства из Египта
Читаем Апостол. 22 марта 2023
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!