У книжной полки. Десять заповедей. Как выжить в современном мире. Протоиерей Михаил Шполянский

15 октября 2020 г.

Десять библейских заповедей (по-гречески — Декалог) — это, казалось бы, то, о чем все мы много раз слышали. И как будто здесь все понятно — есть закон, и надо его исполнять. Но исполнять почему-то не получается. Возможно, одна из множества причин, мешающих падшему человеку, — это то, что мы не до конца понимаем, в чем, собственно, состоят эти заповеди и почему Бог просит нас их не нарушать. Рассмотреть каждую из десяти заповедей в житейском, религиозном и мистическом контексте и на современных примерах увидеть, как Божественный закон неразрывно связан с нашим бытом и бытием, поможет книга протоиерея Михаила Шполянского, вышедшая в свет в издательстве Никея. Она называется – «Десять заповедей. Как выжить в современном мире».

***

1. Автор книги - протоиерей Михаил Шполянский — известный православный писатель, родился в Санкт-Петербурге, а детство и юность его прошли на Украине в городе Николаеве, где он окончил кораблестроительный институт, женился, вместе со всей семьей крестился. В 1990 году отец Михаил был рукоположен во иереи и получил приход в селе Старая Богдановка под Николаевом. Здесь «на базе своей семьи» батюшка вместе с матушкой организовал детский дом так называемого «семейного» типа, в котором воспитывалось 11 детей. Скончался он 25 апреля 2014 года.

2. В предисловии книги отец Михаил пишет: "Удивительна судьба Декалога в мире. Почти все знают о десяти заповедях – и почти никто их не знает. Из всех десяти вспомнят, напрягаясь, две-три: «не укради», «не убий», «почитай родителей». Иногда – о лжи, совсем редко – о блуде. Но при этом практически никто не сомневается в значимости этих заповедей, в их богооткровенности. По сути дела, эти заповеди коренятся в сердце любого человека, в его совести. Именно об этом пишет апостол Павел: «… дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2, 15). Что же мешает нам исполнять эти заповеди, если они написаны на наших сердцах? 

3. По словам автора, страсти преисполняют сердце человека, утверждаются там как самодовлеющая ценность, и уже «уста глаголют» не от избытка в сердце благодати, но от избытка страстей. И вспоминаются только те заповеди, которые удобны в данный момент. Поразительное помрачение сознания! - отмечает автор. - Ведь логика проста: или Декалог от Бога – и тогда ему нельзя противиться, или это измышление человеческое – и тогда дело пустое. Но считать себя человеком верующим, то есть признающим бытие Божие и основы религиозных учений, и не только не пытаться выполнить, но даже и не знать установленные Богом фундаментальные законы жизни – это абсурд.

4. Разве не самое важное для верующих – познать, как строить наши отношения с Богом? А ведь именно об этом говорят первые четыре заповеди Декалога, которые реже всего вспоминают. Остальные шесть – об отношениях человека с миром вокруг и внутри себя. Это разделение заповедей на две группы иногда символически изображается в верхней части иконостаса в виде двух скрижалей Завета, надписанных римскими цифрами: I–IV и V–X. Как отмечает автор, этот порядок расположения заповедей не является произвольным. И хотя нельзя сказать, что грехи нарушения последних заповедей «лучше» грехов нарушения предыдущих, тем не менее некая мистическая иерархичность в нумерации заповедей существует.

5. В этом смысле, по словам автора, провал в общественном сознании относительно первых заповедей очень показателен. Это говорит о том, что человек теряет ощущение единения с Богом. То, что относится к сфере сугубо религиозной жизни, не только становится необязательным, но и как бы несуществующим. Распадаются основы религии – системы связи человека с горним миром; в конечном счете исчезает сам смысл существования человека. Мироздание, теряя духовную опору своего бытия, содрогается в конвульсиях: невиданные наводнения, ураганы, деформации климата, экологические катастрофы, новые болезни.

6. О непосредственном воздействии всех заповедей Божиих на жизнь человека говорит автор на страницах этой книги. И вот, в частности, по его словам, говорит нам первая заповедь. Она «говорит о необходимости иметь в жизни твердую, не зависящую от прихотей судьбы и настроения опору. В мире все субъективно, переменчиво. Объективен один Бог, ибо Он существует вне мира, над миром. Ни болезнь, ни смерть, ни предательство друзей или измена любимой, ни крах благосостояния или потеря работы, ни неожиданная удача или нежданное горе – ничто не может поколебать основ жизни, утвержденных на религиозных истинах. Глубоко верующий человек непоколебим в своих принципах, причем основа этих принципов для христианина – оптимизм.

7. Кажется, именно в советских тюрьмах, страшнее которых мало что есть на свете, возникла поражающая своей категоричностью и оптимизмом поговорка: «С Богом и в тюрьме рай; без Бога и во дворце ад». Александр Исаевич Солженицын в знаменитом «Архипелаге» писал, что религиозные люди – единственные, кто не был морально раздавлен советской репрессивной машиной, кто и в ужасе сталинских лагерей не утратил человеческого облика. Об этом же свидетельствуют множество мемуарных произведений и, конечно же, жития тысяч новомучеников. Таким образом, для верующего человека нет дурной бесконечности, коловращения случайностей, потому что, по слову апостола Павла, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11, 1).

8. Да, - говорит автор, - мы, христиане, знаем смысл происходящего, мы знаем, куда идем и зачем. Мы знаем, что Бог – не абстрактная идея, не отвлеченная инстанция. Он рядом с нами, Он заботится о нас, спасает нас. В поэтической форме, с щемящей проникновенностью это удивительное состояние выражено в прекрасном тексте «От меня это было». Вот лишь несколько слов из этого произведения: «Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы ока Моего. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя». Удивительные слова, напоминающие нам о том, что Бог есть наш Отец, и жить с Богом – это не тягостное бремя, не уход от реальности и не пустая формальность традиционного быта. Жить с Богом – это счастье. Об этом говорит автор, рассматривая первую заповедь Закона Божия. Подробнее об этом, а также других Заповедях, читайте на страницах этой книги.

***

Верить в Бога и жить по вере не только спасительно, но и полезно. Это ясно и убедительно показано в данной книге путем разговора о десяти ветхозаветных заповедях закона Божия, которые являются фундаментом богоустановленных отношений человека с Творцом. Как отмечает автор, заповеди Божии таковы, что воздействие их не частное, но тотальное, на всех уровнях человеческого существования: от повседневного быта до мистических высот духа. Поэтому каждая заповедь в книге осмысливается на трех уровнях отношений человека с Господом: первом – житейском, внерелигиозном; втором – именно религиозном, в контексте христианского мировоззрения; и третьем – мистическом, определяющем духовную жизнь личности.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать