Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга вышла в свет при содействии трех Издательств – Вече, ГрифЪ и Лепта Книга - в серии «Ответы на трудные вопросы». Ее автор – Галина Калинина - хорошо знакома нашим читателям по книгам – «Курс выживания для девочек», «Давайте устроим театр» и другие. На страницах этого издания автором предпринята попытка последовательно изложить учение Православной Церкви о страстях, грехе и борьбе с ними, а также показать, в каком обличье действуют страсти в современном мире, как они управляют поведением человека. Книга опирается на православную психологию, в ней приводится множество примеров как из жизни наших современников, так и из жизни христианских подвижников и святых. При работе с книгой также использовался опыт светской психологии.
2. По словам автора, Православие часто упрекают в том, что оно призывает человека отречься от всего земного, презреть удовлетворение потребностей и устремиться к Небу. Однако, неизвестно, кто и когда впервые приписал христианству гнушение плотью и жизнью, которое проповедовало вовсе не оно, а еретические учения древних сект гностиков и манихеев; учение, которое осудили на Церковных Вселенских соборах как противное Евангелию и Божественному откровению. Но сегодня именно христианство, с легкой руки тех, кто никогда не ставил перед собой задачу изучить его учение и догматы, оказалось в СМИ той самой философией, которая отвергает радость и саму жизнь.
3. Как отмечает автор, многим сегодня не интересно, что Господь наш Иисус Христос оставил нам «Заповеди блаженства», что раньше христиане приветствовали друг друга восклицанием «Радуйся», что Благая весть потому и названа благой, что проповедовала освобождение не от желаний и удовольствий, а от рабства греху, смерти и болезням, порождаемым этими двумя чувствами. Православие, в отличие от большинства философских учений, как раз мыслит радость как нормальное, естественное и правильное состояние человеческой души. Только вот под радостью подразумевается не просто удовлетворение телесной или эмоциональной нужды в чем-либо, а именно высшая радость, та, которую получает человек от обретения смысла своего существования, обретения Истины и Любви, которые есть Бог и даруются Им.
4. В том, что святые благодарили Бога не только за здоровье и счастье, но и за болезни и испытания, нет ни ненависти к счастливой жизни, ни презрения к радости и удовольствию. Всматриваясь в себя, они подмечали симптомы страстей — тех плевел, которые насеял дьявол среди пшеницы, как сказано об этом в притче Господней. Они стремились эти плевела или сорняки из своей души удалить, а для этого использовали те средства, на которые указывал Спаситель в Евангелии. И если для борьбы с чревоугодием, или пристрастьем к еде, приходилось поститься — они постились, в душе, ничего не имея против вкусной еды в принципе. Если приходилось терпеть болезнь — они терпели, при этом ничуть не восхваляя болезни и не испытывая ненависти к здоровью.
5. Пример богоугодной жизни автор находит в притче из древнего патерика: «Некто спросил авву Антония: что мне нужно соблюдать, чтобы угодить Богу? Старец сказал в ответ: соблюдай, что заповедаю тебе. Куда бы ты ни ходил, всегда имей Бога пред своими очами; что бы ты ни делал, имей на это основание в Божественном писании, и в каком бы месте ни находился, не скоро отходи оттуда. Соблюдай сии три заповеди и спасешься». И если мы задумаемся над этой историей, мы поймем, что дело спасения есть не просто борьба со страстями, или грехом. Дело спасения начинается и заканчивается тем, что так хорошо выразил авва Антоний в нескольких словах: «Всегда имей Бога перед своими очами», и тогда в свете Божественной любви померкнут и сгинут те удовольствия, которые невозможно забрать с собой в вечность.
6. В ходе беседы с читателем, автор еще раз обращает внимание на то, что человек создан Богом для блаженства. Поэтому в самом естественном стремлении человека к счастью и радости не только нет ничего противоестественного и плохого, но, наоборот, это то немногое из человеческих стремлений, которое чаще всего приводит человека к Богу. Другое дело, что именно на этом стремлении паразитируют все грехи человеческие, и нас улавливают демоны в сети греха и страстей. Предаваясь им, человек становится рабом своего греховного пристрастия, он лишается большой части своей свободы, лишается способности трезво мыслить, контролировать свои поступки. Смертные грехи заглушают совесть человека, делают его враждебным Богу, лишают возможности раскаяться из-за гордости, ложного стыда, отчаяния, общего помутнения души.
7. Автор отмечает, что до грехопадения человек не имел каких-либо изъянов в своей природе. Как и все творение Божие, человек был совершенным. Более всего совершенство его природы выражалось в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни. Но совершенство первозданного человека не было полнотой духовно-нравственного совершенства. Человеку предстояло развиваться и совершенствоваться путем собственной деятельности. В богоподобной и безгрешной природе ему была дарована только способность к постепенному и нескончаемому совершенству. Тремя величайшими дарами наделил Творец человека при его создании: свободой, разумом и любовью. Дары эти необходимы для духовного роста и для блаженства человека. Но там, где свобода, возможно колебание при выборе, возможен соблазн. О том, какие соблазны окружают человека, что такое грех и страсть, какие виды они имеют и как проявляются в современном мире, и рассказывает автор на страницах данной книги.
***
По словам издателей, цель составителей этой книги - попытаться дать читателю начальные представления о христианской жизни, об аскетическом учении отцов и подвижников Церкви. Это учение о нравственном состоянии личности, о душе человека и действующих в ней страстях, об истинных целях человеческой жизни, о святости. Книга предназначена всем интересующимся христианской психологией и учением Православной Церкви о страстях и борьбе с ними.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!