В конце 18 века в России закончилась эпоха женского правления. Наступил Золотой век, когда страной управляла замечательная плеяда Государей Романовых, а единственной государственной задачей их Венценосных спутниц сделались дела милосердия. Вся остальная часть сердец Русских Цариц принадлежала их супругам и детям. Но если о жизни и деяниях последних двух Императриц написано много книг, то их предшественницы и поныне как бы остаются в их тени и малоизвестны в своей стране. Восполнить этот пробел призвана книга Елены Душеновой, вышедшая в свет в издательстве «Царское Дело». Она называется – «Царицы Золотого века».
***
1. Эта книга рассказывает о царицах Золотого века, - это государыни Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, Мария Александровна, супруги Павла 1, Александра 1, Николая 1 и Александра 2. По мнению автора, они заслуживают благодарной памяти их потомков, тем паче, что та социальная политика, которую вынуждены были проводить даже богоборческие власти, была лишь слабым отзвуком именно той эпохи милосердия, которую создали и пестовали на Руси эти четыре царицы. В повествованиях о Государынях, прежде всего, использованы архивные документы: письма, дневники и мемуары людей, непосредственно знавших цариц. Причем преимущественно тех людей, чьи повествования преисполнены любви к своим Государыням, ведь именно ради этого, по словам автора, и написана эта книга.
2. Скажем несколько слов о каждой из цариц. О супруге Павла Первого, императрице Марии Федоровне, Василий Андреевич Жуковский писал:
«Дерзнул бы я вступить в сей дом спасенья,
Туда, где ты, как ангел утешенья,
Льешь сладкую отраду в чашу бед.
О! кто в сей храм войдет без умиленья?
Как Божество невидимое, Ты
Там колыбель забвенной сироты
Спасительной рукою оградила...
И в образе небесныя Надежды
Другую жизнь отверженным дала...».
Вюртембергская принцесса София-Доротея-Августа - будущая Императрица Мария Федоровна – в возрасте 17 лет стала женой императора Павла I. Родилась она 14 октября 1479 года в семье владетельного герцога Вюртембергского Фридриха-Евгения. У принцессы было множество талантов — она прекрасно музицировала, рисовала, лепила из воска, освоила литье и резьбу, и, пожалуй, не было такого рукоделия, которым бы она не владела.
3. «Каждая женщина, — говорила Мария Федоровна, - должна быть совершенная швея, ткачиха, чулочница и кухарка». Впрочем, помимо этого, принцесса также имела обширные познания в светских науках. Ее «ум солидный» отмечал даже Прусский король... Когда она узнала о том, что станет супругой Павла I, призналась: «я чувствую себя счастливейшей из всех принцесс вселенной». А сам наследник русского престола отмечал: «Я нашёл свою невесту такову, какову только желать мысленно себе мог: недурна собою, застенчива, отвечает умно и расторопно. Что же касается до сердца ея, то имеет она его весьма чувствительное и нежное. Весьма проста в обращении, любит быть дома и упражняться чтением или музыкою». Впоследствии она стала матерью династии: у них с Павлом Петровичем родилось 10 детей (в их числе были два будущих Императора России). При этом Мария Федоровна была «просвещенной покровительницей всех сословий и матерью всем несчастным и неимущим». Ее заботами были открыты многие социальные, медицинские, образовательные учреждения.
4. Императрица Елизавета Алексеевна. Как пишет автор: «Загадка... Сфинкс... Тихая Царица... Наверное, приблизительно так отзовутся об Императрице Елизавете Алексеевне, супруге Императора Александра Первого, наши современники. Впрочем, и для современников самой Государыни она оставалась тайной. Как писал еще полтора века назад барон Николай Фёдорович Крузе, «ее мало было видно при жизни, мало говорили о ней и после смерти. Это происходило оттого, что из двух Императриц-современниц действия замечательной, славной великими благотворениями Марии Федоровны не могли не иметь значительно большего для себя простора, почему они затмевали царствовавшую Государыню.
5. Вместе с сим в самом характере Елисаветы Алексеевны так много было скромности и, наоборот, так мало тщеславия и желания быть предметом говора людского, что эта прелестная по душевным качествам личность не могла, по самой природе своей, слишком выдвигаться. Вся жизнь ее была замкнута, в самом тесном кружку близких и милых ей лиц...» Но и она, по словам Николая Карамзина, была Ангелом «горестных, мать сирым и несчастным», которая жила «для счастия других».
6. Императрица Александра Федоровна. Как отмечает автор, никогда еще супругой Российского Императора не становились дочери первых лиц европейских государств. Принцесса Фридерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, дочь Прусского короля Фридриха Вильгельма 3 и королевы Луизы, была первой Августейшей особой, сочетавшейся с будущим Русским Царем - Николаем Павловичем. Она была старшей дочерью в семье, где ее называли попросту Шарлоттой или Лотхен. Фридрих Вильгельм 3 был благодарен России и ее Императору Александру 1, который помог Пруссии в войне с Наполеоном в 1806-1807 годах, и поэтому, когда Прусский король посетил Петербург, он весьма благосклонно отнёсся к задумке своей супруги выдать дочь за Великого князя Николая. Вряд ли королева Луиза предвидела, что ее дочери суждено стать Царицей, но тем не менее она так наставляла маленькую Шарлотту: «Запомни, Лотхен: главное, что должен правитель, - это быть с людьми человеком». Этот наказ матери Александра Федоровна пронесла через всю свою жизнь.
7. Императрица Мария Александровна. По словам автора, «Европа была сильно удивлена, когда выбор Наследника Российского престола пал на Гессенскую принцессу, которую в высшем свете Европы практически не знали. «Как?! Он выбрал Золушку?!» — шептались по углам, намекая на сомнительное происхождение Максимилианы-Вильгельмины-Августы-Софии-Марии. Но Великого князя Александра это мало волновало. «Милая Мама, — писал он Царице Александре Федоровне, - что мне до тайн принцессы Марии! Я люблю ее, и я скорее откажусь от трона, чем от нее. Я женюсь только на ней, вот мое решение!» О том, как познакомился Великий князь Александр со своей будущей супругой, и о ней самой рассказывает далее эта книга. Из нее читатели узнают, что все Государыни, столь разные по характеру, столь непохожие друг на друга, тем не менее, шли одинаковым путем скорбей и страданий. Ведь тяжела была шапка Мономаха и нашим Государям, и их венценосных женам.
***
Государыни Императрицы Мария Федоровна, Елизавета Алексеевна, Александра Федоровна, Мария Александровна - соцарствовали своим Августейшим мужьям в то золотое время, которое они превратили в эпоху милосердия. Будучи немецкими принцессами, приняв Православие не только умом, но и всем сердцем, они сделались для своего нового Отечества истинными Русскими Царицами - хранительницами веры русских людей и их заступницами-покровительницами. Перед моим внутренним взором, - отмечает Елена Душенова, - так и стоят эти четыре Царственные грации: Милосердие. Терпение. Доброта. Смирение. О них — наш рассказ.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен
У книжной полки. Чудеса начинаются!
Православный взгляд. Беседа с секретарем Томской епархии архимандритом Иосифом (Еременко)
Учимся растить любовью. Готовимся к Рождеству
Православный словарь. Литийница
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!