Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга продолжает серию путеводителей по творениям святых отцов. Первым в этой серии был путеводитель по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) «Кто жаждет, иди и пей», вторым — по творениям святителя Феофана Затворника «Спасайтесь!». Кстати, оба этих святых русской Церкви высоко ценили труды святителя Тихона Задонского и потому советовали своим духовным чадам изучать его творения, и нередко сами ссылались на них в своих произведениях. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что творения Задонского святителя «служат превосходным руководством и для подвижников Христовых, пребывающих посреди мира, и для общежительных иноков, и для уединенных безмолвников». И действительно, в его творениях рассмотрены практически все стороны христианской жизни. И в данный путеводитель вошло более 150-ти тем.
2. Отличительная черта творений святителя Тихона Воронежского, которого называли Русским Златоустом — это доступность и глубина изложения. Его можно смело назвать народным святителем, потому что его произведения были обращены к самому широкому кругу, начиная от священства, и заканчивая простыми людьми, т.е. всем христианам независимо от социального или духовного положения. Несомненно, что и нам будут полезны и понятны его поучения. Особенное внимание в своих сочинениях святитель Тихон уделяет целительному покаянию, которое перерождает душу и делает человека ближе к Богу. «Кающийся непременно должен от грехов отстать. Должен прежде сам оставить их, чтобы и Бог оставил их».
3. Но, как говорит святитель, - «не только в том покаяние состоит, чтобы от внешних великих грехов отстать, а в изменении ума и сердца и в обновлении внутреннего состояния». Истинное покаяние, — пишет святой архипастырь, — требует того, чтобы человек от грехов и от суеты мира сего отвратился и к Богу всем сердцем обратился, внутри бы изменился и иным, не таким, как прежде был, сделался». «…пока человек в грехах пребывает, хотя телом и живет, но духом мертв: ибо не имеет в душе своей Бога, Который есть Жизнь и жизни Источник...». Очень важно нам христианам и такое поучение святителя: «Правильное употребление всех мирских вещей бывает ради нужды, а не ради угождения похоти плотской».
4. А что бы мы не забывали об едином на потребу напоминает: «Христос говорит: одно только нужно. Что это? Спасение вечное. Все, что в мире, минёт, как и сам мир. При смерти мир и все в мире — честь, богатство, славу, друзей, братьев, родителей, детей и самое тело — оставляем. Одними душами отходим отсюда или к вечной жизни, или к вечной муке... Итак, душа должна быть тебе дороже всего мира». Святые отцы всегда говорили о великой пользе плача, т.е. сердечного сожаления и сетования о своей греховности. Такой плач или иначе печаль ради Бога, — учит апостол Павел, — производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть (2 Кор. 7, 10). Поэтому и святитель Тихон, когда мы видим плачущих и скорбящих в этом мире, советует обращать свою мысль к плачу спасительному:
5. «Плачут люди, что несчастливы. Плачь и ты, христианин, что грешен… ибо великое несчастье — грех. Плачут люди, что не имеют здоровья телесного. Плачь и ты, что не имеешь здоровья душевного. Плачут люди, что находятся в недуге и болезни. Плачь и ты, что душа твоя недугует, болеет и немоществует... Плачь и ты, христианин! Плачь, пока время не ушло, пока полезны слезы. Плачь — да не будешь вечно плакать. Плачь — и утешишься…». В своих рассуждениях святитель Тихон показывает, что Господь Промыслом Своим никогда не оставляет Свое любимое создание — человека, но всего Себя готов отдать для его спасения.
6. «Почему ты, человек, Меня оставил? — как бы от лица Господа вопрошает святитель. — Почему от тебя Возлюбившего отвратился? Почему снова пристал к врагу Моему? Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я смирился… Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел. Вспомни, что ради тебя Я злословие, поношение, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, оскорбительные, соединенные с насилием, страдания принял. Вспомни, что ради тебя Я к злодеям причтен. Вспомни, что ради тебя Я унизительной смертью умер. Был уязвлен, чтобы тебя исцелить. Умер, чтобы тебя оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер».
7. Такие размышления конечно заставляют задуматься о нашей беспечности и великой к нам Божией милости. Они также оказывают неоценимую помощь в борьбе со своим ветхим человеком и дают надежду, что, если мы будем трудиться на ниве своего сердца, Господь нас не оставит: «От страстей Христовых, — пишет святитель Тихон, — мы должны учиться свои страсти усмирять и побеждать... Распятие Его и пригвождение Божественных Его членов ко Кресту да подвигнет нас распинать плоть нашу со страстями и похотями... Смерть Его живоносная да убедит нас умереть для греха, мира и плоти, и жить для Него, за нас умершего...». Продолжая говорить о необходимости исправления и удаления от греховной жизни святитель Тихон пишет: «Горе душе, которой эти супостаты — т.е. страсти, — обладают! Невозможно и Богу работать, и страстям, и Богу угождать, и плоти страстной; ибо Чего Бог хочет, того страстная плоть не хочет; и чего Бог не хочет, того страстная плоть хочет».
8. Почему же нам так необходимо искоренять живущие в нашей душе страсти? И для чего нужен этот труд? На этот вопрос святитель отвечает, что «хотя труден подвиг этот, однако весьма нужен. Тесен этот путь и прискорбен, но только один он вводит в жизнь вечную. Нет никого на Небе, кто бы не шел этим путем...». Но что бы мы не боялись предстоящих нам трудов, святой пастырь вдохновляет нас такими словами: «Могли они, т.е. святые, подвизаться — можешь и ты. Ибо как им в подвиге этом помогал Сам Подвигоположник Иисус Христос, …так и тебе помогает...»
***
Можно еще долго цитировать святителя Тихона, но всего невозможно охватить за одну программу, поэтому мы надеемся, что Вы, дорогие зрители уже сами познакомитесь со столь назидательными и душеполезными творениями этого светоча Русской Православной Церкви. И поможет Вам в этом Путеводитель, составленный по творениям святого Тихона Задонского, в названии которого звучит призыв святителя: «Будьте истинными христианами!»
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 19 апреля 2024
Томск. Пасхальный фестиваль хоров храмов Томской епархии
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!