Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Эта книга посвящена замечательному человеку, уникальному иерарху Русской Церкви митрополиту Вениамину (Федченкову). Его жизненный путь начался и закончился в России, а еще были Болгария, Сербия, Франция, Америка, Канада. Время, в которое ему судил жить Господь, наполнено многими событиями: владыка жил в Российской империи, видел Октябрьский переворот 1917 года, пережил эмигрантские скитания и лишения, возглавил Русскую Церковь Московского Патриархата за рубежом, встречался со многими «Божьими людьми». Владыка любил народ, и народ отвечал ему взаимностью. Он был истинным архиереем Божиим.
2. В 2010 году Никита Николаевич Силин в своей диссертационной работе, посвященной жизни и деятельности митрополита Вениамина, отмечал, что Владыка «был непосредственным участником многих ключевых событий гражданской и церковной истории. Воспоминания, мысли, рассуждения, запечатленные в его трудах и являющиеся частью светской и церковной культуры, помогают нам проследить главнейшие события той сложной эпохи, в которую жил Владыка. Не потеряли своей актуальности и мысли владыки Вениамина, касающиеся взаимоотношений государства и Церкви, а его воспоминания об исторических деятелях того периода, несомненно, дополняют и оживляют картину исторических событий».
3. Епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий в своем Приветственном слове участникам Первых Вениаминовских чтений 2013 года сказал о митрополите Вениамине: «...весь образ его жизни и служения свидетельствует о бесконечной любви к Матери-Церкви и Родине. Более полувека прошло с тех пор, как он почил о Господе, но интерес к его жизни, личности, к его богатому духовному наследию жив и по сей день. Ему были присущи глубокое смирение, всецелая преданность воле Божией и послушание. В его "Письмах о монашестве" находим такие важные слова: "Жизнь показала мне, что надежды на свои силы оказались пустыми, я часто был беспомощен, не виделась надежда на лучшее. И только Господь мой Христос спасал меня: в Нем одном была моя и сила, и надежда".
4. В первой части книги представлено жизнеописание владыки Вениамина, а во второй - одно из его произведений под названием – «Божии люди». Расскажем немного о самом архипастыре. Родился он 15 сентября 1880 года в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. Не раз в своих книгах он рассказывал о своем детстве, о своих родителях, и отмечал: «Они достойны того, чтобы сын их благодарно вспомнил их. Потому ведь я и могу писать, что они с трудом дали шести детям, в частности мне, образование». Успешно окончив Тамбовскую семинарию в 1901 году, Иван Федченков был направлен для поступления в Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1907 году получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом. Затем состоял преподавателем Академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия.
5. Будучи студентом первого курса, он тяжело заболел и попал в больницу, где по совету архимандрита Феофана (Быстрова) стал прилежно читать аскетические творения святых отцов (аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, преподобного Иоанна Лествичника и преподобного Макария Великого), которых до этого времени не знал или читал поверхностно. «Чтение этих аскетических творений,— писал впоследствии митрополит Вениамин,— так сильно подействовало на меня, что очень скоро я почувствовал влечение к иночеству, никому о том не говоря... И постепенно стало нарастать стремление к Богу. Начал сознавать недостаточность прочих идеалов, хотя бы и хороших, вроде служения ближним; во всяком случае мне стало совершенно понятно, что человека ничто не может удовлетворить, кроме любви к Богу».
6. В академические годы в жизни Ивана Федченкова произошла еще одна знаменательная встреча. В ноябре 1904 года будущий святитель вместе с двумя товарищами по Академии впервые побывал в Кронштадте у отца Иоанна. После своего рукоположения иеромонах Вениамин вновь посетил Кронштадтского праведника и сослужил ему Божественную литургию. Последний раз отец Вениамин был у батюшки за полгода до его кончины. На протяжении всей своей долгой жизни владыка обращался к творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского и хранил в сердце образ этого пламенного молитвенника и пастыря Христова. В книгу «Божьи люди» вошел очерк «Отец Иоанн» - небольшое по объему произведение, составленное в период его служения в Америке.
7. Летом 1905 года Иван вместе с двумя сокурсниками побывал на Валааме, где студенты посетили насельника Иоанно-Предтеченского скита схимонаха Никиту, почитавшегося братией монастыря и приезжими богомольцами. Подвижник долго беседовал с юношей, пророчески назвал его «владыкой» и благословил вступить на иноческий путь. Другой подвижник — старец Гефсиманского скита при Троице-Сергиевой лавре иеромонах Исидор - также предсказал будущему митрополиту его жизненную дорогу. С ними впоследствии владыка советовался в сложных обстоятельствах. В Академии Иван встретил своего архимандрита Феофана (Быстрова), который стал его духовным наставником. Он же совершил и его постриг в монашество.
8. Кроме того, будущий святитель духовно окормлялся у схиигумена Германа Зосимовского и преподобного Нектария Оптинского. Находясь в Крыму, исповедовался у епископа Херсонского Иннокентия (Солотчина). Митрополит Вениамин, наделенный несомненным литературным талантом, считал своим долгом описать эти встречи, понимая, насколько важно запечатлеть образ «живого святого». Из таких рассказов владыки и состоит вторая часть книги - «Божьи люди. Мои духовные встречи».
***
Сочинение - «Божьи люди» посвящена подвижникам, жившим на рубеже 19 и 20 веков. Каждый рассказ содержит описание жизненного пути, подвигов и чудес угодника Божьего, свидетельства современников. В предисловии владыка Вениамин пишет: «Я многим рассказывал свои впечатления о монастырях и святых людях. И не раз слушатели просили меня записать мои воспоминания для пользы другим, которые уже не видели и даже не слышали о подобных предметах прошлого времени. А может быть, на мне лежит долг благовествовать об этом, по слову Писания: сердцем веруется в правду, устами же исповедуется во спасение — и мне самому. А упоминаемые угодники Божии вспомнят пред Престолом Господним о нас с вами». Этими словами митрополита Вениамина мы и завершаем нашу программу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 20 апреля
День ангела. 20 апреля
Церковный календарь 20 апреля. Мученик Каллиопий Помпеопольский
Евангелие 20 апреля. Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его
Читаем Апостол. 20 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!