У книжной полки. Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви. Епископ Вениамин (Милов)

27 октября 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Догматы веры, все без исключения, подобно рекам, текут в одно безбрежное море любви, хотя слияние их со своим морем пока и не обозначено на карте русского школьного богословия с надлежащей отчетливостью». Так писал в своей магистерской диссертации архимандрит Вениамин (Милов; впоследствии епископ Саратовский и Балашовский). В ней автор исследовал нравственный смысл православной догматики применительно к началу любви и подробно раскрыл, каким образом христианин обретает в Боге Источник сверхъестественной силы любви. Защита диссертации состоялась в 1948 году. По тексту машинописи, хранящейся в фондах библиотеки МДА, издательством Саратовской митрополии была опубликована книга, которую мы предлагаем вашему вниманию. Она называется - «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви».

***

1. Впервые публикуемый труд владыки Вениамина «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскры­тия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви)» представляет собой исследование в весьма неразработанной области, проблематика которой не введена в научный курс богословских дисциплин. Однако диссертация владыки Вениамина является не только результатом его научной богословской работы, но и плодом работы его души» «Усвоение богословия,— писал он в «Дневнике инока»,— зависит от состояния человеческого сердца. Если Спаситель близок к сердцу, Он прививает ему и истины веры, нравственности, учит претворять их в жизнь.

2. В противном случае богословские понятия оседают в душе как ни с чем не связанная груда песчинок. Опытное переживание спасения во Христе есть единственно верный способ познания и общих положений веры». Как отмечают издатели, на жизненном пути владыки не раз встречались христиане,— как монашествующие, так и миряне, в сердцах которых теплилась искра Божественной любви, и свет ее отражался на их лицах и проявлялся в отношениях к ближним. Но владыка также видел и примеры сухого, схоластического отношения к вере, отнюдь не привлекающего искренние и чистые сердца. Архимандрит Вениамин постарался раскрыть свое сердце Богу и людям, вывести свою душу на путь жизни в Божественной любви.

3. По словам издателей, христианство, проповедуемое первоначально апостолами и учениками Христовыми, как горчичное зерно, произрастило из себя богатый плод мучеников и преподобных, распространившийся по всему миру и покоривший многие города и страны. Что за сила побуждала людей полностью изменять свою жизнь, отрекаться от мира страстей, превращаться из холодных эгоистов в «земных ангелов» и «человеков небесных», спешащих на помощь ближнему, и с радос­тью принимать смерть за Христа? Или, удаляясь из этого мира, отка­зываясь от удовольствий и удобств, всю жизнь молиться за этот мир? Эта сила — Божественная любовь. Она согревает сердце человека куда сильнее, чем любовь дружеская, супружеская и даже материнская.

4. Человек, вкусившей этой любви, обретает смысл жизни, смысл существования всей вселенной. Человек, вкусившей этой любви, становится подлинно счастливым и уже не может умереть, потому что он духом соединен с Тем, Кто вечен. По свидетельству знавших владыку людей, настоящий труд он писал в годы служения в Никитском храме города Владимира (1932-1938), в короткий период между двумя ссылками. Несмотря на неусыпный надзор, отцу Вениамину удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и бого­словских исследованиях. Писал он, как правило, в квартире близких ему людей, пользуясь их домашней библиотекой.

5. Он, как отмечают издатели, действительно жил тем, чему посвятил этот труд: «В "Божественной любви",— писал владыка,— я скомбинировал все, что люблю более всего на свете, чем живу и во что от глубины души погружаюсь». Эту тему он продолжал вынашивать и после за­щиты диссертации, о чем в 1950 году писал так: «...сам я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души крат­кие и ясные изображения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу».

6. В предисловии к этой книги автор пишет: «Наше отечественное богословие до сих пор не блещет богатством систематически-обстоятельных работ по исследованию нравственного значения всех православно-христианских догматов, раскрываемых из начала любви. Русские богословы-догматисты, за исключением профессора Московской Духовной Академии А. Беляева, еще не ставили себе задачей выяснить связь с любовью всех нравственных выводов из отдельных догматических истин. Между тем отвлеченные положения догматики, переживаемые опытно, могут вести от богопонимания к богоощущению.

7. Научно-жизненное понимание отдельных положе­ний христианской веры как бы невольно поощряет к развитию настроения любви лиц, изучающих христианское вероучение, и увлекает их к живому единению с Богом и людьми. Минус наших курсов догматического богословия составляет недостаточное развертывание глубины и практического смысла библейских цитат. Чрез это невозможно проследить то, как христианин в Боге практически обретает Источник сверхъестественной силы люб­ви. У изучающих богословие по таким пособиям легко может ос­таться «неведение Бога не умом, а преимущественно сердечное и совестное»

8. Поэтому настоящим трудом автору хотелось устранить проскальзывающую в научном богословствовании неясность взаимоотно­шения с душою любви тела рассудочно мыслимых догматов. В русском богословии он называет две крупные работы, посвященные выяснению связи любви с догмати­кой: первая — философского характера — принадлежит перу уже упоминавшегося выше профессора А. Беляева («Любовь Боже­ственная»); вторая — под заглавием «Богозданный человек» — опыт православной теодицеи жизни — составлена архиеписко­пом Гурием (Степановым), бывшим инспектором Казанской Ду­ховной Академии. Есть и другие труды на эту тему, но по словам автора, этот материал разрознен, отрывочен и не объединен. Систематизировать и посильно углубить его и попытался сделать автор этой книги.

***

Как отмечают издатели, даже в ссылке владыка Вениамин продолжал разрабатывать поднятую в диссертации тему, рассматривая ее в ином аспекте: «За последний месяц... я, несмотря на недомогания, сделал на основании одного только библейского текста анализ понятия "лю­бовь" в разрезе психологическом. <...> Все, что я пытался сказать о любви в последней своей работе, совсем не то, о чем я говорил в диссертации. Жалко, что не имею литературы под руками». Однако библиографический аппарат диссертации, по словам издателей, поражает: в работе использовано огромное количество цитат из богослужебной, свя­тоотеческой, богословской литературы и церковной периодики, на которые дано почти две тысячи библиографических ссылок. Хочется надеяться, - говорят издатели, что эта публикация труда епископа Вениамина (Милова) послужит к укреплению и дальнейшему развитию лучших традиций русской богословской школы и принесет духовную пользу боголюбивым читателям.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​