Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Впервые публикуемый труд владыки Вениамина «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви)» представляет собой исследование в весьма неразработанной области, проблематика которой не введена в научный курс богословских дисциплин. Однако диссертация владыки Вениамина является не только результатом его научной богословской работы, но и плодом работы его души» «Усвоение богословия,— писал он в «Дневнике инока»,— зависит от состояния человеческого сердца. Если Спаситель близок к сердцу, Он прививает ему и истины веры, нравственности, учит претворять их в жизнь.
2. В противном случае богословские понятия оседают в душе как ни с чем не связанная груда песчинок. Опытное переживание спасения во Христе есть единственно верный способ познания и общих положений веры». Как отмечают издатели, на жизненном пути владыки не раз встречались христиане,— как монашествующие, так и миряне, в сердцах которых теплилась искра Божественной любви, и свет ее отражался на их лицах и проявлялся в отношениях к ближним. Но владыка также видел и примеры сухого, схоластического отношения к вере, отнюдь не привлекающего искренние и чистые сердца. Архимандрит Вениамин постарался раскрыть свое сердце Богу и людям, вывести свою душу на путь жизни в Божественной любви.
3. По словам издателей, христианство, проповедуемое первоначально апостолами и учениками Христовыми, как горчичное зерно, произрастило из себя богатый плод мучеников и преподобных, распространившийся по всему миру и покоривший многие города и страны. Что за сила побуждала людей полностью изменять свою жизнь, отрекаться от мира страстей, превращаться из холодных эгоистов в «земных ангелов» и «человеков небесных», спешащих на помощь ближнему, и с радостью принимать смерть за Христа? Или, удаляясь из этого мира, отказываясь от удовольствий и удобств, всю жизнь молиться за этот мир? Эта сила — Божественная любовь. Она согревает сердце человека куда сильнее, чем любовь дружеская, супружеская и даже материнская.
4. Человек, вкусившей этой любви, обретает смысл жизни, смысл существования всей вселенной. Человек, вкусившей этой любви, становится подлинно счастливым и уже не может умереть, потому что он духом соединен с Тем, Кто вечен. По свидетельству знавших владыку людей, настоящий труд он писал в годы служения в Никитском храме города Владимира (1932-1938), в короткий период между двумя ссылками. Несмотря на неусыпный надзор, отцу Вениамину удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и богословских исследованиях. Писал он, как правило, в квартире близких ему людей, пользуясь их домашней библиотекой.
5. Он, как отмечают издатели, действительно жил тем, чему посвятил этот труд: «В "Божественной любви",— писал владыка,— я скомбинировал все, что люблю более всего на свете, чем живу и во что от глубины души погружаюсь». Эту тему он продолжал вынашивать и после защиты диссертации, о чем в 1950 году писал так: «...сам я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души краткие и ясные изображения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу».
6. В предисловии к этой книги автор пишет: «Наше отечественное богословие до сих пор не блещет богатством систематически-обстоятельных работ по исследованию нравственного значения всех православно-христианских догматов, раскрываемых из начала любви. Русские богословы-догматисты, за исключением профессора Московской Духовной Академии А. Беляева, еще не ставили себе задачей выяснить связь с любовью всех нравственных выводов из отдельных догматических истин. Между тем отвлеченные положения догматики, переживаемые опытно, могут вести от богопонимания к богоощущению.
7. Научно-жизненное понимание отдельных положений христианской веры как бы невольно поощряет к развитию настроения любви лиц, изучающих христианское вероучение, и увлекает их к живому единению с Богом и людьми. Минус наших курсов догматического богословия составляет недостаточное развертывание глубины и практического смысла библейских цитат. Чрез это невозможно проследить то, как христианин в Боге практически обретает Источник сверхъестественной силы любви. У изучающих богословие по таким пособиям легко может остаться «неведение Бога не умом, а преимущественно сердечное и совестное»
8. Поэтому настоящим трудом автору хотелось устранить проскальзывающую в научном богословствовании неясность взаимоотношения с душою любви тела рассудочно мыслимых догматов. В русском богословии он называет две крупные работы, посвященные выяснению связи любви с догматикой: первая — философского характера — принадлежит перу уже упоминавшегося выше профессора А. Беляева («Любовь Божественная»); вторая — под заглавием «Богозданный человек» — опыт православной теодицеи жизни — составлена архиепископом Гурием (Степановым), бывшим инспектором Казанской Духовной Академии. Есть и другие труды на эту тему, но по словам автора, этот материал разрознен, отрывочен и не объединен. Систематизировать и посильно углубить его и попытался сделать автор этой книги.
***
Как отмечают издатели, даже в ссылке владыка Вениамин продолжал разрабатывать поднятую в диссертации тему, рассматривая ее в ином аспекте: «За последний месяц... я, несмотря на недомогания, сделал на основании одного только библейского текста анализ понятия "любовь" в разрезе психологическом. <...> Все, что я пытался сказать о любви в последней своей работе, совсем не то, о чем я говорил в диссертации. Жалко, что не имею литературы под руками». Однако библиографический аппарат диссертации, по словам издателей, поражает: в работе использовано огромное количество цитат из богослужебной, святоотеческой, богословской литературы и церковной периодики, на которые дано почти две тысячи библиографических ссылок. Хочется надеяться, - говорят издатели, что эта публикация труда епископа Вениамина (Милова) послужит к укреплению и дальнейшему развитию лучших традиций русской богословской школы и принесет духовную пользу боголюбивым читателям.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!