Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Обычно в церковных книгах его называют блаженным Иеронимом Стридонским, просто блаженным Иеронимом, иногда Иеронимом Иерусалимским или Вифлеемским (отшельником Вифлеемским) — по месту его трудов и подвигов в Святой Земле, усвоено ему также наименование преподобного Иеронима Стридонского. Большая часть его жизни пришлась на IV век — «великий четвертый век», как его характеризует архиепископ Филарет (Гумилевский), наш выдающийся отечественный церковный историк и богослов. IV век в церковной литературе именуется также «золотым веком» православного богословия.
2. Блаженный Иероним родился в небольшом городке Стридоне у границ тогдашних Далмации и Паннонии. Время рождения этого великого отца Западной Церкви неизвестно, как неизвестно точно и его мирское имя: вероятнее всего он носил имя Евсевий, в честь своего отца. Родители блаженного Иеронима принадлежали, предположительно, к классу богатых отпущенников (рабов, получивших свободу); они были христиане и своему старшему сыну дали строго христианское воспитание. «Я вскормлен, - говорил впоследствии о себе блаженный Иероним,- на кафолическом молоке с самой своей колыбели и был тем более предан Церкви, что никогда не был еретиком».
3. Иероним получил начальное домашнее образование и затем родителями был отправлен в Рим - для дальнейшего обучения. В Вечном городе он проходил обычный для того времени школьный курс наук: изучал логику, грамматику, риторику, философию; для лучшего усвоения уроков красноречия бывал в судах, где слушал выступления знаменитых судебных ораторов, посещал уроки римской (то есть латинской) и греческой словесности. В Риме же он положил начало и своей обширной библиотеке. Однако «пребывание в столице мира, среди соблазнов и искушений, оставило печальный след в душе Иеронима: он сам признавался, что «во время скользкого странствования своей юности» вел в Риме нечистую жизнь,— обстоятельство, стоившее ему потом многих слез и горьких сожалений. Однако эти уклонения с пути благочестия не могли заглушить в нем искру Божию, зароненную в его душу с раннего детства.
4. Здесь же, в Риме, еще до окончания образования, в Иерониме созрело решение изменить свою жизнь и начать новую, чистую и добрую. Завершив классическое (в основе своей — языческое) образование в Риме, Иероним предпринял большое путешествие с образовательной же целью: он посетил Галлию, Британию, пиренейские земли. Именно «во время этого путешествия Иероним, по его собственному выражению, «впервые почувствовал желание служить Богу», то есть в нем начало пробуждаться стремление к монашеству с его обетами девства и бедности». Но семейные дела вызывали Иеронима на родину, в Стридон. Около 372 года он вернулся в родной город, и на его плечи легли заботы о воспитании младших сестры и брата.
5. Блаженный Иероним стал ревностно изучать Священное Писание. Устроив домашние дела, он поехал на Восток и около 5 лет прожил в одном сирийском монастыре, соединяя работу над Священным Писанием с суровыми аскетическими подвигами. В этот период началась его переписка с многочисленными лицами по самым разнообразным вопросам. Сохранилось до 120 писем, бесспорно написанных блаженным Иеронимом. Однако возникшие в то время разногласия в Антиохии послужили ему причиной, покинуть обитель. Вскоре он был посвящен в сан пресвитера, после чего блаженный Иероним посетил Константинополь, а в 381 году отправился в Рим.
6. В Риме, начиная с 383 года, он занимался исправлением книг Священного Писания, в первую очередь Нового Завета. Была введена в богослужебную практику исправленная Иеронимом Псалтирь. Однако уже через год он покидает Рим, намереваясь совершить паломничество на Святую Землю. Обойдя многочисленные святые места Палестины, блаженный Иероним остается в Вифлееме, который становится его последним земным пристанищем, а годы, проведенные здесь - временем расцвета его литературной деятельности. Будучи одним из величайших эрудитов своего времени, блаженный Иероним является автором около 180 сочинений, которые охватывают практически все жанры христианского творчества.
7. Так, его письменное наследие составляют сочинения догматические, нравственно-аскетические, труды по истолкованию переводу Священного Писания, исторические. Особое же место в литературном наследии блаженного автора занимают письма разным лицам. Эти письма, по словам издателей, дышат «живым благочестием с увещанием к покаянию, к терпению в несчастиях, совершенной жизни». Некоторые из них содержат целостные нравственные наставления и являются не столько частным письмом, сколько общественной проповедью. «Особенно поучительны следующие письма блаженного отца: 14-е к Илиодору - с восхвалением отшельнической жизни; 22-е к Евстохии - - о сохранении обета девства; 52-е к Непоциану - о добродетелях монашествующих в связи с изображением идеала пастырского служения; 58-е к Павлину - с наставлениями монаху.
8. Пламенной ревностью ревновал пастырь о жизни клира, достойной [священного] звания. Он много страдал за эту ревность, но не умолкал говорить в письмах обличения и наставления западному клиру. Письма его к Непоциану заключают в себе превосходные мысли о звании священном и вполне заслуживают того, чтобы часто были читаемы лицами сего звания. Прекрасны и письма его о воспитании детей. Имея безусловный дар слова, блаженный Иероним легко выходит за привычный размер письма и за рамки частной ситуации, легко и много цитирует Священное Писание, впрочем, отдавая дань некоторым своим любимым стихам из него. Множество толкований на библейские тексты разбросано по его письмам.
***
Как отмечают издатели, чтение творений святых отцов с должным благоговением - это всегда прикосновение к святыне, это приобщение к их истинному благочестию, к их мудрости, озаренной Божественным светом. Читая письма блаженного Иеронима, мы назидаемся и его богомудрым учением. «Сочинения его, - говорит преподобный Иоанн Кассиан, - сияют по всему миру, как священные светильники; он муж как учености обширной, так испытанного и чистого учения, учитель православных». Письма блаженного Иеронима представляют большой интерес для тех, кто свою жизнь посвятили монашеству и аскетизму, а также для всех наших читателей.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!