В начале 1950-х годов после некоторого затишья давление на Церковь со стороны властей вновь начало усиливаться. Это выражалось, прежде всего, в череде арестов и ссылок духовенства. Активная пастырская деятельность нередко приравнивалась к антисоветской пропаганде. И хотя гонения имели менее интенсивный и зловещий характер, чем в 20-30-е годы, многие священнослужители того времени явили пример верности Христу и засвидетельствовали ее через твердое несение исповеднического креста. Одним из таковых был будущий всероссийский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Известный подвижник и проповедник в молодости пять лет провел в трудовых лагерях, и это время стало для него школой терпения и молитвы. Об этом периоде жизни старца рассказывает книга, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию.
***
1. Эта книга вышла в свет в Издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и называется - «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…: Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в тюрьме и лагере». Ее автор - ректор вуза, протоиерей Владимир Воробьев, рассказывает о малоизвестном периоде в жизни старца — о его пятилетнем пребывании в заключении. В предисловии к изданию отмечается, что эта книга была написана вскоре после кончины отца Иоанна (Крестьянкина) по просьбе его келейницы Татьяны Сергеевны Смирновой. В основу книги положено следственное дело отца Иоанна, ранее не опубликованные письма и фотографии из архива ПСТГУ, воспоминания людей, отбывавших свои лагерные сроки вместе с отцом Иоанном.
2. Также в издание вошли собственные записки протоиерея Владимира Воробьева о совершенных сотрудниками университета в 2006 году двух экспедициях в места заключения старца. Написанная спустя два года работа была передана келейнице старца, но не была опубликована, а стала основным источником для сборника «Школа молитвы», изданного в 2009 году Псково-Печерским монастырем. Прошло более пятнадцати лет после кончины старца, и в 2023-м книга «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…» была подготовлена к самостоятельному изданию. Этот труд как дань светлой памяти о горячо любимом отце Иоанне, с которым автор общался в течение примерно 25-ти лет и многажды получал от него благословения и наставления, частности, в трудный период рождения и становления Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
3. Во второй главе книги автор пишет, что диакон-целибат Иоанн Крестьянкин был рукоположен Патриархом Алексием 1 в сан священника 25 октября 1945 года в храме Рождества Христова в Измайлове. Здесь батюшка и служил первое время. По словам автора, послевоенное время, радостное и скорбное одновременно, привлекло в храмы Русской Церкви, возрождавшейся после самого страшного периода гонений, множество людей. Радостной была победа, возвращение с фронта тех, кто остался в живых, и, как казалось, — более свободная жизнь Церкви. Но в тех семьях, где отец, муж, братья, сыновья не вернулись домой, или вернулись тяжелыми инвалидами, а таких было огромное количество, скорбь оставалась надолго. Немало семей были рассеяны или лишились крова, средств к существованию. Храмы наполнялись вернувшимся к вере народом, реки человеческих слез сплошным потоком проходили через сердца малочисленных тогда священнослужителей.
4. Отец Иоанн оказался добрым пастырем, которого жаждали души пасомых. Любящий, самоотверженный, ласковый и кроткий, смиренный и бескорыстный, мирный, безотказный. К этим свойствам истинного пастыря добавлялись удивительная рассудительность, мудрость, духовность. А горячая вера и пламенная молитва с самого начала сделали отца Иоанна выдающимся священником. Молва о нём, как любимце церковного народа стала быстро распространяться по Москве и за ее пределами. Отовсюду в Измайлово стал стекаться народ. Уже не только чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, но и слух о добром пастыре прославляли окраинный храм. Это означало, что вся жизнь отца Иоанна, без остатка, должна была стать подвигом.
5. Тем более что толпе почитателей, как пишет отец Владимир, обязательно найдется «иуда», который в подходящий момент где-то там, «где нужно», скажет: «А вот он тогда говорил то-то и то-то, там-то крестил на дому, тому-то посоветовал в пионеры не вступать». Молодому пастырю, восторженному, доверчивому, ко всем спешащему на помощь, это трудно предвидеть – он еще не знает, что неблагодарность, измена некоторых из тех, кому он отдавал свое сердце, – непременный спутник пастырского служения: «Аще Мене изгнали, и вас ижденут» (Ин. 15, 20). Конечно, не все предатели, но верных и благодарных людей не так уж много. Только потом, в дни скорби и страданий проявилась истинная преданность. А на тот момент НКВД взял отца Иоанна «на разработку».
6. Духовная дочь отца Иоанна, Елена Сергеевна Ракова, вспоминала: «В пасхальный период 1950 года друг отца Иоанна по Духовной семинарии и академии, будущий митрополит Ленинградский Антоний (Мельников), тогда – Анатолий, иподиакон Святейшего Патриарха Алексия I, нечаянно услышал недвусмысленный разговор в алтаре Богоявленского собора. Два священнослужителя, занимавшие высокое административное положение в Церкви, обменивались мнениями: «Крестьянкина сдавать надо», – сказал один. «Сдавай, только после Вознесения, а то сейчас его заменить некем», – ответил другой. Анатолий после службы бегом побежал к отцу Иоанну». Отец Иоанн был предупрежден, но процедура «обезвреживания» измайловского пастыря была запущена значительно раньше». Его арестовали раньше праздника Вознесения Господня, в ночь с 29 на 30 апреля 1950 года.
7. Одна девятнадцатая часть жизни отца Иоанна прошла в тюрьме и в лагере. Это, кажется, не так уж много в количественном отношении. Но это очень много, если это – годы мучений, голода, холода, разлуки, калечащей работы, если это – жизнь в постоянном окружении уголовников, площадной ругани, убийств и издевательств, циничного диктата адской злобы, лжи, беспощадной жестокости. Наконец, это – целая жизнь, если в ней тебе открылся Христос… Важной частью этой книги является следственное дело отца Иоанна — оно публикуется впервые. Оно, по словам отца Владимира, оставляет, как это ни парадоксально, светлое и даже радостное чувство. В нем явственно открывается святое состояние души отца Иоанна, его благодатная победа над адским злом, его непоколебимая верность Христу и христианское отношение ко всем, кто его окружает, в том числе и его гонителей.
***
Эта книга, по словам издателей, оставляет сильное впечатление от прикосновения к реальной христианской жизни, которая и в апостольский век, и в бесчеловечном кошмаре 20 века знает только один страх — оказаться отлученным от Господа Иисуса Христа. В конце жизни, вспоминая период следствия, допросов и последующего заключения в лагере, отец Иоанн писал: «Если бы вы знали, как хорошо про это вспоминать и знать, что я совесть сохранил. От этого и на сердце легко и радостно!» Книга «Блаженны вы, егда поносят вас и ижденут…» будет интересна всем, кто с любовью хранит память об отце Иоанне и подвиге Русской Церкви в 20 веке.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Святитель Макарий (Невский). Путь по Богу исправляя. Письма о духовной жизни
Божественная литургия 14 октября 2024 года
У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Храм любящих сердец
Этот день в истории. 13 октября
День ангела. 13 октября
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!