***
1. Книга «Бедность и богатство» представляет собой уникальное собрание изречений святых отцов и размышлений авторов на тему бедности и богатства, о его понимании, в том числе и в русской культуре. Главная концепция книги заключается в христианском понимании богатства, которое не всегда является символом и залогом погибели духовной, но может быть использовано во благо и во спасение души, равно как и бедности, которая не всегда является символом или залогом спасения. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский: «Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасает. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть».
2. Также в этой книге представлен православный подход к предпринимательскому делу, что особенно актуально в условиях современного мира. Авторы книги Сергей Шарапов и Марина Улыбышева позаботились о том, чтобы книга была полезна любому читателю, бизнесменам и тем, кто только планирует начать свое дело. Несмотря на насыщенность книги обилием библейских цитат и высказываний отцов церкви, книга заинтересовывает читателя легкостью изложения. Познавательные примеры из жизни не оставляют равнодушным. Простым доступным языком трактуются библейские истины.
3. В первой главе книги авторы, рассматривая образ бедняка и богача в русской литературе, пишут: «Должно быть, в детстве все читали русскую народную сказку «Три копеечки» про работника, который трудился у купца целый год, а денег взял за свою работу одну копеечку. Да и ту копеечку решил испытать: бросил в колодец со словами: «Если я служил верой и правдой, то моя копеечка не утонет!» К сожалению, копеечка утонула. То же случилось и на второй год. И только на третий копеечка не утонула, да ещё и прибыль принесла. В русских сказках мы часто встречаем бедняка, который нисколько не тяготится своей бедностью. А если встретится ему тот, чьё положение ещё хуже, то такой бедняк вздохнёт, почешет в затылке, да и отдаст ему последние деньги или кусок хлеба.
4. Образ такого бедняка, обладающего удивительной душевной чистотой, по словам авторов, необыкновенно притягателен. И на этом образе из поколения в поколение возрастала и воспитывалась душа русского человека. А вот богатым в тех же сказках не повезло: все они жадные, завистливые, жестокие, готовые из-за своего богатства чуть ли не удавиться, да ещё и отнять у бедняка последнее. Не повезло богатым и в русской классической литературе. Как на подбор изобилует она купцами-самодурами, представителями «тёмного царства». Прочтя пьесу Островского из жизни купечества «Свои люди — сочтёмся», цензор Михаил Александрович Гедеонов с неподдельным удивлением воскликнул: «Все действующие лица — отъявленные мерзавцы… Вся пьеса обидная для русского купечества».
5. Тем не менее, по словам авторов, она была принята «на ура» русским обществом. Почему? Возможно, как раз сработал тот самый «духовный код», заложенный глубоко в подсознании русского человека, когда богатство ассоциируется с жадностью, лживостью и скупостью, а бедность — с добротой, честностью и щедростью. Нельзя, отмечают авторы, не любить нашу литературу. Это литература великого сострадания и милосердия, свойственного русской душе. Эта литература прекрасно характеризует народ, её создающий: она говорит об его идеалах. Но было бы ошибкой судить о богатых или бедных людях по одной литературе.
6. Должны ли мы в жизни обличать каждого богатого и умиляться каждому неимущему? Нет, в жизни всё гораздо сложнее. В жизни богач может, как подтвердить привычный стереотип, так и совершенно его опровергнуть. А бедняк может оказаться вовсе не трудолюбивым оптимистом, а завистливым лентяем. В житиях многих святых сообщается, что они родились знатными и богатыми. Да и в книге о подготовке к Исповеди ничего не говорится о таком грехе, как богатство. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, мы читаем: «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» (Сир. 13, 30). А в Евангелии Спаситель берёт для Своих притч примеры из жизни торгующих и не только их не осуждает, но как бы считает само собой разумеющимся, что торговать нужно с прибылью.
7. Так, в притче о талантах господин говорит рабу, зарывшему свой талант в землю: Надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью (Мф. 25, 27). Как же всё это понимать? Очень просто. Дело в том, что спасение души человека от богатства не зависит. Богатство, как и многое другое в нашей жизни, нейтрально по отношению к нашей участи в вечности. И таких нейтральных вещей очень много. Вот, к примеру, современный компьютер и Интернет. Иные благочестивые прихожане задают священникам вопрос: «Является ли компьютер злом? Можно ли им пользоваться?» На этот и подобные им вопросы существует ответ: «А является ли злом нож? Нет, он не является ни злом, ни добром. Всё зависит только от того, как им пользоваться. Ведь ножом можно отрезать краюху хлеба нищему, а можно и убить человека…»
8. Что можно еще сказать? То, что с деньгами и благами, а также с их распределением у каждого человека связано много соблазнов, грехов, ложных мыслей, неправильных поступков, иногда даже преступлений. Зависть, осуждение, пожелания бед и несчастий, убийства часто возникают из неверного представления о том, как заработать, как обезопасить себя и своих близких в этом мире, из ложного понимания, кто достоин, а кто нет этих благ. Редкие люди умеют выстроить правильное отношение к богатству и бедности. Ответы на многие вопросы - о бедности и богатстве, о труде предпринимателя, о взглядах отцов Церкви на земное предназначение человека - вы найдёте в этой книге.
***
В этой книге много говорится о предпринимательстве, об особом даре человека созидать, создавать земные блага. Как отмечают авторы, предприниматель – это вовсе не тот, кто имеет солидный материальный достаток, а тот, кто, даже оказавшись на «необитаемом острове», способен «из ничего» создать город-сад в отличие от того, кто и богатое имение пустит прахом. Предприниматель - это человек труда; человек, создающий возможности там, где их не было. Но эта книга — не только для предпринимателей. Она своего рода «катехизис», который может помочь любому человеку, ищущему богообщения, разобраться с одной из самых болезненных проблем нашей жизни.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Всероссийский старец. Архимандрит Кирилл (Павлов). Православный календарь 2025
У книжной полки. Петр Алеут, cвятой эскимос
Этот день в истории. 5 октября
День ангела. 5 октября
Церковный календарь 5 октября. Праведный Петр Африканский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!