У книжной полки. Аскетическая проповедь

22 июля 2024 г.

Не так давно в нашей программе мы знакомили вас с двухтомником «Аскетических опытов» святителя Игнатия (Брянчанинова). Мы говорили о том, что этот труд святителя можно назвать современным «Добротолюбием», но у него есть своя отличительная черта — он составлен с учетом особенностей нашего времени и может быть адресован всем православным христианам. А сегодня мы будем говорить об «Аскетической проповеди», которая по слову самого святителя Игнатия «служит дополнением к описанию духовного христианского подвига», изложенного в «Аскетических опытах» и «значительно объясняет его». Примечательно, что в данный сборник издатели включили еще «Слово о смерти» и некоторые письма святителя Игнатия.

***

1. Большую часть своих сочинений святитель Игнатий писал преимущественно по поводу возникавших аскетических вопросов в обществе иноков и боголюбивых мирян, находившихся с ним в духовных отношениях. Так же и проповедь была написана им для того, чтобы желающие могли читать ее келейно или дома, а также в храме.  «Здесь предлагается пересмотренное и пополненное собрание поучений, бесед и слов моих, произнесенных и непроизнесенных, написанных для чтения в церкви и для чтения келейного», — пишет святитель в предисловии к «Аскетической проповеди».

2. Как обычная проповедь, произносимая священником в храме, говорится для пользы слушающих, так и эта книга адресована всем желающим.  В аскетической проповеди читатель найдет разъяснение многих вопросов духовной жизни. Перед ним также откроется смысл некоторых евангельских событий, так как проповеди нередко писались как разъяснения на дневные Евангелия. Взгляд владыки Игнатия, изостренный духовным разумом, порой подмечает в евангельских событиях такие особенности и черты, которые трудно усмотреть при поверхностном взгляде. Таким образом, его «Аскетическая проповедь» служит и толкованием на Евангелие, и объяснением правил христианской жизни.

3. Святитель Игнатий писал, что ««Аскетическая Проповедь» должна составить чтение крайне полезное для современных истинных христиан, крайне нужное для них по духу…». Он также отмечал, что необходимо «каяться, молиться и охраняться от прелести, потому что в настоящее время большая часть желающих благочестно жить и мнящих о себе, что они живут благочестно, разгорячены вещественным разгорячением, и находятся в большем или меньшем самообольщении». Таково было мнение святителя о современных ему христианах. Горько признаться, - говорят издатели, - но и мы, не далеко ушли от того состояния, о котором писал Владыка Игнатий и редко имеем правильный, трезвый взгляд на самих себя.

4. По этой причине нам будет крайне полезно ознакомится с этими сочинениями, тем более что они ставят «внимательного читателя в разряд истинных православных христиан и дают ему решительное, спасительное направление». Начинается круг проповедей с Богоявления, т.е. с того периода, когда Господь наш Иисус Христос вышел на проповедь. Поучения охватывает весь великопостный период и далее. На Страстной седмице святитель выделяет особенно два дня: Великие Четверток и Пяток. В Великий Четверг было установлено величайшее Таинство Церкви – Евхаристия или Святое Причастие. В Пяток – Сын Божий умер на Кресте, принеся Себя в Жертву для искупления наших грехов.

5. Слово, сказанное Владыкой в Великий четверток на литургии «О святых Христовых Таинах» заслуживает особого внимания. Приведем из него некоторые выдержки: «Причащающийся Святым Таинам должен знать, что, приемля их, он суд себе яст и пиет, — как сказал апостол. Этот суд оправдывает проводящих жизнь богоугодную, раздает им духовные награды; он судит погрешности тех, которых богоугождение недостаточно, врачует погрешности временными наказаниями во отвращение вечных». Святитель предупреждает, что «достойное причащение Святых Таин возможно только при постоянно благочестивой жизни или после решительного раскаяния в жизни греховной и решительного оставления ее», т.е. после принесения искреннего покаяния. «Легкомыслие и недостаточно добродетельную жизнь карает суд Божий, возбуждаемый недостойным принятием Святых Таин, карает с милосердием, карает казнями во времени с целью спасения в вечности».

6. Но те, кто дерзает приобщаться «Святых Таин при произвольно и намеренно греховной жизни (жизни по страстям), при впадении в смертные грехи, при неверии и зловерии (т.е. имеющие неверные понятия о вере) совершают преступление, навлекающее казни уже не исправительные, а казни решительные, навлекающее вечную муку». И потому святитель советует тем, кто «погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: наруганием над Святыми Таинами Христовыми, наруганием над Христом». Наверное, каждому из нас надо задуматься над этими словами и проверить себя, а не происходит ли в нашей жизни что-то подобное? А если так, то прибегнем к тем советам, которые дает мудрый пастырь.

7. Как мы уже говорили в самом начале программы, в данный сборник издатели включили еще «Слово о смерти». В нем Владыка Игнатий подробно излагает учение Церкви о посмертной участи души, приводит множество свидетельств святых отцов о том, что происходит с душой после смерти. Как расстаются с душой праведники, как умирают грешники. Говорит святитель и о, так называемых, мытарствах, т.е. посмертном испытании души: к чему она более клонится, к добру или ко злу? что в ней преобладает? с кем она имеет большее сходство: со Христом или с лукавыми бесами? Святитель пишет о великой пользе покаяния и милостыни, т.е. если душа грешила, но каялась, и еще заглаждала свои грехи милостыней, то эти грехи не вспомнятся ей на мытарствах. А если жила в противлении Церкви и не каялась, а только умножала свои беззакония, то бесы хватают ее и уносят с собой в глубины ада.

8. Как говорят издатели, чтение «Слова о смерти» очень отрезвляет. Недаром и Писание учит: помни о конце твоем, и вовек не согрешишь. Память смерти всегда была одним из самых сильных оружий против соблазнов этого мира. Мы не вечно будем жить на земле и это нельзя забывать, иначе можем прийти к своему земному финалу и оказаться неподготовленными к переходу в вечность. Но никто его не избежит! И как говорил в своей проповеди известный и многими любимый старец Иоанн (Крестьянкин): «Жить нам придется вечно!» А какова будет наша вечная участь, зависит от нашего старания в этой краткой земной жизни. И святитель Игнатий постоянно напоминал об этом своих духовным чадам, желая им вечного спасения в Царствии Христовом.

***

Чтение «Аскетической проповеди», по выражению святителя, «приличествует всем православным христианам, желающим ознакомиться с подвижническою жизнию по разуму святых отцов, по разуму Церкви». Издатели надеются, что чтение «Аскетической проповеди» и «Слова о смерти» принесет, много пользы и будет руководить читателя ко спасению; поможет утвердиться в мысли, что земная жизнь коротка и дана нам Богом не для развлечений, а для подготовки к переходу в вечность, где нет ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X