У книжной полки. Архимандрит Тихон (Агриков). С Евангелием

5 октября 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
«Во всём свете не было, нет и не будет другого такого учения, которое могло бы сравниться с изложенным в Святом Евангелии учением Господа нашего Иисуса Христа. И это потому, что учение Своё Господь наш принёс с Неба, потому оно и высокое, и чистое, а другие учения земные написаны людьми, поэтому они все ниже Святого Евангелия: как небо высоко от земли, так учение Божие выше учений человеческих», — так говорил архимандрит Тихон (Агриков), знакомый многим нашим читателям по книге «У Троицы окрыленные», посвященной монахам Свято-Троицкой лавры. А сегодня мы познакомим читателя с еще одной удивительной книгой отца Тихона, которая называется «С Евангелием».

***

1. Книга архимандрита Тихона «С Евангелием» — удивительная. Она заставляет своего читателя задуматься над самым главным вопросом: а готов ли я идти за Христом до конца? Как показывает история, это порой даже опасно для жизни... Но вера во Христа и Его Святое Евангелие укрепляют в надежде на блаженную вечность, и истинно верующая душа перестаёт страшиться даже смерти: для неё теперь жизнь — Христос, а смерть — приобретение (Фил. 1, 21). По этой причине «как же нам надо любить и как дорожить Святым Евангелием Христовым! — обращается к нам отец Тихон со страниц своей книги. — Как ценить его и читать со слезами великого умиления и благодарения! И с какой жаждой мы стремимся к пище телесной, чтобы напитать своё тело, так должны спешить к чтению Святого Евангелия, чтобы напитать свою бедную душу».

2. Свой духовный путь архимандрит Тихон (в миру Василий Петрович Агриков) начал в обители преподобного Сергия. Решение стать монахом и священником было принято им уже в зрелые годы. За плечами осталась Великая Отечественная война, которую он прошел от начала до конца. «Пройдя тяжелый путь военной жизни, побывав не один раз на волосок от страшной смерти, пережив все страхи и муки войны, я, по великой милости Божией, вернулся под родительский кров, а вскоре потом попал и под кров преподобного Сергия», – писал впоследствии о. Тихон. В Троице-Сергиевой Лавре он окончил Духовную Семинарию, затем Академию. А уже в 50–60-х годах стал широко известным духовником. Как преподавателя его горячо почитали студенты Духовной Академии. Отец Тихон стал тем «светильником веры», к которому потянулись люди со всей России.

3. Обращая свое слово к читателю о. Тихон со смирением пишет: «Не имея ни сил, ни способностей, ни условий, я, однако, предпринимаю писать этот труд лишь с одной заветной целью — научить вас, мои любезные други, нести Евангелие в мир, идти самому по жизни с Евангелием, а для этого надо как можно чаще читать Святое Евангелие и как можно больше любить его, жить по нему. Если это будет с вашей стороны сделано, то я счастлив буду потому, что с Евангелием в жизни вы будете счастливы, а вознаграждён — потому что, неся Евангелие в мир и живя по нему, и вы удостоитесь вечного спасения, и многие с вами спасутся».

4. Повествование книги автор начинает с истории Адама и Евы и заканчивает последними временами. В небольшие рассказы-размышления вплетены очень трогательные, а иногда даже трагические зарисовки из библейской истории и нашей жизни. Из них читатель увидит, какой страшной ценой проповедовалась правда Божия среди людей в далёкие ветхозаветные времена, «такой же ценой она доходила до каменных сердец людей в часы голгофских мук Богочеловека. Так увенчивается правда и теперь… И скоро ли будет время, когда Истина воссядет на престоле величия, а зло, насилие, злодейство навеки будут осуждены?», — пишет о. Тихон.  «Святой пророк Божий Исаия, болевший и плакавший за свой народ, был этим же народом распилен пилой на две половины»,  пророк Иезекииль – брошен в ров со змеями.

5. «С минуту только стоял святой пророк на краю страшного рва. Глаза его были подняты к небу. «Господи Боже Израилев! — воскликнул он громко. — Не отринь народ Твой до конца». Чья-то рука сильно толкнула пророка в спину, и он, будто споткнувшись, полетел в глубину. Народ как по команде разом отпрянул назад, и никто не посмел смотреть в ров». «О, какая страшная история! Какая трагедия! Сколько святых мужей, сколько пророков погибло за истинного Мессию, сколько слёз было пролито, слёз страданий и ожиданий!». «Сколько горя, сколько народных потрясений, спада и взлёта веры, мук, стенаний, плена, рассеяния претерпели сыны Израиля, пока настало долгожданное время пришествия Мессии. Но вот здесь-то и случилось самое страшное, самое неожиданное и необъяснимое…»

6. «Мессия Христос пришёл, а Его не узнали! А если некоторые и узнали, не захотели принять!» — с горечью замечает о. Тихон. «О, Боже мой! Но почему же?! – задается вопросом автор книги и сам же на него отвечает: «Потому что Мессия пришёл не таким, каким Его хотели видеть. Его хотели видеть царём земным, завоевателем народов, покорителем всех царств, а Он пришёл совершенно иным, совершенно противоположным. Мессия пришёл бедным, незнатным, неучёным, беззащитным, бездомным. Он пришёл и прямо сказал, что «Царство Моё не от мира сего» (см. Ин. 18, 36)». В этих строках раскрывается глубокий трагизм нашей жизни. Казалось бы, мы ждем и ищем Христа, стремимся к чему-то высшему и святому, но, когда это вступает в конфликт с нашими интересами мы отвергаем Истину, и принимаем вместо нее приятную нам ложь.

7. Ведь не даром и свт. Игнатий (Брянчанинов) указывает на то, что «многие приступают к Господу — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, — немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие». «Святое Евангелие, — пишет автор книги, — содержит в себе как бы кодекс всех христианских правил, по которым надо жить каждому человеку… Судия Христос и положит Святое Евангелие как обвинительный документ для одних и оправдательный для других, чтобы наказать непокорных и чересчур «умных» грешников и наградить смиренных и послушных праведников».

8. В книге есть немало примеров, когда чтение Святого Евангелия поддерживало и в буквальном смысле оживляло в самые трудные минуты жизни.  Вот один из них. Один почтенный протоиерей вспоминал: «Я учился в семинарии в трудные дни голода, хлеба по карточке получал 300 грамм, да и этот отдавал больным. Наука давалась ужасно трудно… При всём этом суровом режиме жизни я ежедневно рано утром 15–20 минут читал Святое Евангелие. И представляете, если бы я этого не делал, уверяю вас, сошёл бы с ума. Подобные прецеденты были. Чтение Евангелия давало мне духовную пищу и укрепляло мою нервную систему как нельзя лучше».

***

Один студент спросил о. Иоанна Кронштадского: «Что мне делать, чтобы не лишить себя жизни?» На что батюшка ответил: «Читай, братец, Евангелие». Студент, прочитавший всё на свете, поднял на отца Иоанна удивлённый взор, заметив: «Говорят, там всё неправда и сплошной вымысел». Пастырь Христов также кротко и невозмутимо сказал: «Пусть себе говорят, а ты читай и увидишь свет!» Юноша понудил себя читать Евангелие и вскоре заметил, что жить ему, оказывается, сто́ит и что отец Иоанн его не обманул». Надеемся, что в книге «С Евангелием» архимандрита Тихона (Агрикова) читатель найдет еще много убедительных слов в пользу чтения Святого Евангелия. И не только чтения, но главное — жизни по святым Евангельским заповедям, потому что, — по слову апостола Павла, — не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать