У книжной полки. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Молитва - дыхание души

7 сентября 2022 г.

Каждый из нас на протяжении жизни преодолевает трудности, страдает от разных немощей, переживает за ближних. Что же помогает справиться с такими напастями, выйти из состояния душевного беспокойства? Есть в духовной жизни человека один замечательный способ для преодоления земного неустройства. Это — молитва, чудесная способность человеческой души и человеческого духа обращаться к Богу. О том, как важен и необходим молитвенный труд на пути спасения души, говорит архимандрит Мелхиседек (Артюхин) на страницах книги, которая вышла в свет в издательстве храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе и называется – «Молитва — дыхание души».

***

1. Автор книги - архимандрит Мелхиседек — настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла (подворья Оптиной пустыни в Москве) и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, пресс-секретарь Синодального отдела по монастырям и монашеству, автор многих книг и православных программ на телевидении и радио. В этой книге в полюбившемся читателям формате — в образных пояснениях и на конкретных примерах – отец Мелхиседек говорит о важности молитвы, которую он называет дыханием души, средством теснейшего соединения с Богом.

2. В первой части книги автор говорит о великой силе молитвы, т отмечает, что существует лишь один путь спасения души - понуждение себя к выполнению заповедей Божиих. А начинается он с важнейшей добродетели, которая обнимает все прочие, с молитвы. Святитель Григорий Палама, которого наша Церковь особо чествует во вторую неделю Великого поста, ещё семь веков назад создал в своих богословских трудах учение о молитве, которое и сегодня преподносит бесценные уроки всем верующим людям в их трудах на пути к Царству Небесному. Святитель Григорий сформулировал то понимание молитвы, которое имели подвижники и святые.

3. Он объяснил, что через молитву мы реально можем соединяться с Богом, и надмирный, непостижимый Бог может в одном маленьком сердце сотворить Себе храм и обитать в нем. Его оппоненты возражали: с Богом соединиться невозможно, потому что Он пребывает над этим миром и никак с ним не соединим. Тогда святитель Григорий привел такой пример: мы не можем соединиться с солнцем, оно бесконечно удалено от земли. Но с лучами солнца соединиться можно - когда мы подставляем под них свое тело, то они согревают нас.

4. Да, действительно, - говорит отец Мелхиседек, - Бог Своей Сущностью находится над этим миром, но Своей энергией, Своей благодатью Он пребывает в этом мире и действует в нем. Вот и мы, находясь в храме, в месте особого присутствия Божия, подставляем свое тело, ум и сердце под эти благодатные лучи божественные, лучи молитвы, лучи общего богослужения, чтобы растопились наши души. И тогда у нас будет вырабатываться не витамин Д, как от обычных солнечных лучей, а витамин благочестия, который накапливается в нас во время продолжительных сугубых молитв на церковных богослужениях. О важности церковной молитвы, о том, как не рассеиваться во время молитвенного делания и как выполнять молитвенное правило в наше суетное время – говорит далее автор в первой части книги. 

5. А во второй – отец Мелхиседек отвечает на вопрос: зачем мы вообще молимся? Молитва – говорит батюшка, - это смысл нашей христианской жизни. И мы молимся для того, чтобы стать другими. Не для того, чтобы нам было лучше, а для того, чтобы мы стали лучше. Христианство, Евангелие, Церковь и её Таинства, наше молитвенное делание - всё это не для того, чтобы нам было лучше. Все это для того, чтобы мы стали лучше. Когда мы станем лучше, тогда на всё, что вокруг нас, мы уже не будем смотреть таким трагическим взглядом. По мнению отца Мелхиседека, надо молитвенно благословлять жизнь, и она будет благословенной.

6. Автор приводит слова блаженного Августина, который говорит: «Мы молимся не для того, что бы сказать Богу, напомнить или подсказать Ему, что Он должен сделать для нас. Молимся мы для того, чтобы Бог сказал нам, что мы должны сделать». Эта мысль блаженного Августина, как отмечает автор, - должна перевернуть наше отношение к духовной жизни. Как часто наши молитвы о духовных и телесных нуждах превращаются в напоминание Господу о том, что Он должен нам сделать. И мало кто стремится услышать от Бога, что мы должны сделать: сказать или промолчать, поехать куда-то - не поехать, вразумить ближнего, если он оступился, или просто молиться о нем, и прочее. Нам надобно искать волю Божию и выполнять её каждый день и каждый час. А воля Божия, по словам батюшки, нам открыта в Евангелии.

7. Как отмечает отец Мелхиседек в следующей части книги, молитва – это тяжелый, но необходимый труд, приучаться к которому нужно постепенно и поэтапно. Начинать с небольшого правила и помаленьку каждый день его добавлять. При этом батюшка советует, не набирать много молитвенных правил, чтобы впоследствии не пришлось сокращать. Ведь наша духовная жизнь должна возрастать, а не сокращаться. И снова далее автор говорит о том, как не отвлекаться во время молитвы, как домашней, так и церковной. Во-первых, отмечает священник, должен быть молитвенный настрой, подготовка. Например, очень полезно перед совершением молитвенного правила прочитать главу из Евангелия, и тем самым разогреть свое сердце.

8. Во-вторых, как говорит отец Мелхиседек, чтобы обрести сосредоточенность, нужно иметь внутреннюю молитву, то есть важно гореть изнутри. И к такой молитве себя тоже надо приучать. А что делать, если, осознавая важность молитвенных правил, мы всё-таки их пропускаем? На этот вопрос автор дает очень простой ответ: надо себя понуждать. Дело в том, - говорит автор, - что впереди любого действия должна идти мысль. Вот если есть мысль, что ходишь под Богом, тогда себя заставлять не надо, и молитва у человека естественно преизливается. Что такое молитва? Это разговор с Богом. Если для тебя это реальность, тогда невозможно не разговаривать. Отец Мелхиседек вспоминает слова одного из мудрых старцев, который сказал: «Вы не молитесь, потому что не любите». Ведь когда любишь человека, хочешь с ним общаться. И заставлять себя не надо - общение идёт само собой. Поэтому, - отмечает батюшка, если мы любим Господа, нас заставлять молиться не надо, это все происходит естественно.

***

Еще много добрых советов вы найдете на страницах этой книги, которые дает нам архимандрит Мелхиседек (Артюхин). Он отвечает на вопросы: когда Господь слышит наши молитвы и как молиться о наших ближних? Напоминает, что молитва дается молящемуся и человеку нужно молитвенная дисциплина. Говорит автор и об Иисусововй молитве.  Он отмечает, что как нельзя прожить без еды и воды человеку, так и душу нельзя оставлять ни на один день без духовной пищи и без духовного отдыха. А отдыхом для души, является её связь с Богом. Надо нам всем, - говорит отец Мелхиседек, - находить время для души, для Бога, для собеседования с Ним. Не лишать свою душу духовного кислорода, дышать воздухом вечности.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать