Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Текст для этой книги из серии «Русская икона: образы и символы» подготовлен ведущим специалистом в данной области Ниной Михайловной Турцовой и отличается научной выверенностью и богословской точностью. При этом он написан ярким и живым языком. Книга позволит знатокам древнерусского искусства освежить свои знания. Будет она полезна и тем, кто только приступает к изучению духовной культуры России. Многочисленные иллюстрации помогут педагогам и ученикам на занятиях по истории искусства и основам православной культуры.
2. Как и предыдущие издания, эта книга включает в себя четыре главы: «Сюжет и почитание», «Образы и символы», «Образ в прикладном искусстве» и «Рассказ об одном шедевре». А открывает книгу традиционно предыстория к заключительной главе книги. То есть история одного шедевра, одной иконы. Каждая древняя икона, сохранившаяся до наших дней вопреки многим испытаниям, доносит из глубины веков те идеалы прекрасного, которыми жили наши предки. У каждого образа своя судьба и свои неповторимые особенности. При этом из многочисленных памятников русского искусства нет ни одного, существующего отдельно от культуры того или иного времени, когда она была создана. В этой книге говорится – о Белозерской иконе святых Петра и Павла.
3. Как пишет автор, «на древнем образе запечатлены в торжественном предстоянии святые апостолы Петр и Павел. На первый взгляд композиция иконы предельно проста и немногословна. Однако в этом лаконизме, строгом отборе изобразительных средств и символов, заключен глубокий смысл. О подобных иконах в старину говорили: «Два живых образа. Стоят как живые». А лучших иконописцев, если верить памятникам русской книжности, с начала XI века называли премудрыми живописцами. Почему же столь условные изображения и их создатели удостоились таких наименований? Дело в том, что на иконах изображались не обычные люди, а те, которым Бог даровал вечную жизнь в Своем Царстве. Иконописец воплощал в своих произведениях не чувственные формы земной действительности, а свидетельство о мире, где не может быть смерти.
4. Иконописцу, написавшему белозерскую икону, чуждо завораживающее богатство цветосочетаний русских и греческих икон XI-XII вв. Его палитра более спокойна и благородна. Она построена на сочетании светлых красок: голубой, коричневато-желтой, серебряной. Простое строго симметричное распределение цвета создает ощущение просветленности и неземной тишины. Ничто в ней не отвлекает от сосредоточенности на молитве. Четко очерченные, слегка удлиненные силуэты апостолов Петра и Павла почти лишены объема, что говорит об их святости, духовном преображении человеческого естества. Святые обращены к людям, однако их глаза направлены не на молящихся, а подняты вверх, к Спасителю, простирающему над ними Свои руки.
5. Внимая гласу Господа, Петр и Павел словно замерли. Но они не безмолвствуют. Об этом говорят жесты их рук, свиток со священными текстами и Евангелие. Святые апостолы передают Божьи глаголы людям: они не только сами открыты для горнего мира, «но отверзают его другим». Спокойная уверенность Петра и Павла, монументальность их фигур, заполняющих почти все пространство иконы, словно являют мощь и правдивость христианского учения. Строгие ритмические соотношения форм, светлый, лишенный резких цветовых акцентов, колорит иконы, как и плоскостность изображения - усиливают ощущение «надмирности» происходящего.
6. Символика цвета облачений апостолов Петра и Павла - это еще один важный вопрос, о котором заставляет задуматься изограф, написавший икону из Белозерска. Одинаковые цвета их одежд - еще один прием, подчеркивающий равенство подвига апостолов… На этом рассказ об иконе из Белозерска, об этом удивительном древнем памятнике иконописи, перед которым столетиями молились наши предки, не заканчивается, но прежде, чем его продолжить, автор предлагает остановиться на истории жизни и почитания святых апостолов, многовековой истории сложения их иконографии.
7. И в первой главе книги Нина Михайловна пишет: «Имена апостолов Петра и Павла известны всему миру. Один из праздников Церкви - 12 июля - установлен в честь дня их общего воспоминания. Повсеместно, как на Западе, так и на Востоке, мы встречаем произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, памятники литературы, где первоверховные ученики Спасителя изображены вместе. В молитвах их имена упоминаются друг за другом. Все христианские страны украшают соборы во имя святых Петра и Павла. Кажется, что всю свою жизнь великие просветители народов были неразлучны. На самом же деле встреча апостолов произошла довольно поздно. К этому моменту каждый из них прожил свою долгую жизнь.
8. О неотлучном ученике Спасителя, Петре, свидетельствуют все четыре Евангелия. Имя будущего проповедника Павла появляется в Новом Завете лишь с седьмой главы «Деяний святых апостолов». Более того, в истории апостольского движения трудно найти двух других людей, изначально менее похожих, чем Петр и Павел. Они были современниками, глубоко верующими иудеями, но принадлежали к разным поколениям и социальным кругам: Петр — рыбак, человек простой, «некнижный»; Павел же происходил из состоятельной семьи римских граждан и получил лучшее для своего времени образование. К моменту призвания Иисусом Христом на апостольское служение он был яростным гонителем христиан. Объединить таких людей могло только чудо, Промысел Божий. И, как мы знаем из Священного Писания, это чудо произошло. О жизни апостолов до их встречи и после, и рассказывает автор в первой главе.
***
Книга «Апостолы Петр и Павел» - входит в уникальную книжную коллекцию «Русская икона: образы и символы». По словам издателей, это настоящая замечательная энциклопедия православной культуры! Серия знакомит читателя с великими шедеврами иконописи, прославленными и менее известными образами, созданными древними мастерами. А секреты и тайные смыслы шедевров живописи - иконописи раскрывают ученые, художники и священники. Каждая из книг серии посвящена одной теме: празднику или святому. Тема освещается очень подробно с исторической, с иконографической, с богословской точек зрения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 29 марта
День ангела. 29 марта
Церковный календарь 29 марта. Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские
Евангелие 29 марта. Свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля
Читаем Апостол. 29 марта 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!