Аудио |
|
Скачать .mp3 |
***
1. Святитель Димитрий Ростовский всю свою жизнь посвятил духовному просвещению и нравственному воспитанию народа. Как отмечал один из историков 19 столетия, «труды и подвиги святителя так велики и многообразны и касаются таких важных церковных предметов, что сыну Православной Церкви не знать их неизвинительно». Последние семь лет своей жизни святитель управлял Ростово-Ярославской епархией, поэтому и остался в церковной и народной памяти именно как, митрополит Ростовский. В этом древнем городе он закончил свой многолетний труд «Четъи-Минеи», на котором впоследствии воспитывалось не одно поколение русских людей. В Ростове он сказал свои самые известные и проникновенные проповеди. Здесь же он упокоился от своих трудов.
2. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и поныне является примером трудолюбия, собранности, простоты, любви к Богу и ближнему. К духовным трудам ростовского архипастыря относят и книгу «Алфавит духовный». В ней даны краткие духовно-нравственные правила, расположенные по славянскому алфавиту, в количестве 33 глав - по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в подражание высокому творению Иоанна Лествичника. Впервые книга эта была издана предположительно в начале 18 века, с заголовком «Алфавит духовный» и переиздавалась впоследствии ещё множество раз. Заголовок этот появился от кратких поучений на каждую букву алфавита вначале книги, которые предваряют основной текст. И такое название закрепилось до сих пор. Однако изначально она называлась иначе.
3. Перевод «Алфавита» со славянского на современный русский язык был сделан в 1898 году епископом Иустином (Полянским). Он же оставил и свои комментарии «по содержанию, изложению и расположению предметов» этой книги. В частности, в предисловии говорилось, что «в «Алфавите духовном» святителя Димитрия содержится духовная пища, или, как говорит святой апостол Павел, словесное млеко, - пища самая необходимая, самая лучшая и удобная для питания, укрепления и взращения жизни духовной в христианах. Как любящие отец и мать заботятся питать свое дитя сначала материнским молоком, а потом самою легкою и питательною пищею, чтобы оно росло и укреплялось в жизни телесно, так и святитель Божий Димитрий с великою любовью в своем «Алфавите…» предлагает самую легкую, сладкую и питательную пищу для возрастания и постепенного укрепления в жизни духовной младенцев Христовых.
4. В связи с этим, в изложении «Алфавита духовного» его каждая главная мысль неоднократно повторяется и разнообразится для того, чтобы осветить ее со всех сторон со всеми подробностями. Без сомнения, эта особенность изложения при всей возможной простоте его принята св. автором в педагогических целях, чтобы приготовить, удобрить, растворить и умягчить — сделать свою пищу настоящим словесным молоком, удобоприемлемым, усваиваемым, для начинающих дело своего спасения. Такое изложение может показаться неискусным и скучным для чтения, но, как отмечает епископ Иустин, и врачи советуют, как можно больше разжевывать пищу, чтобы она воспринималась лучше.
5. Высказав сначала главную мысль, что причиною Адамова падения было его неразумие - ненадлежащее знание себя, мира и Бога, потом святитель собирает мысли и чувства, направленные против тройственной похоти, произошедшей от падения Адама и заразившей весь род человеческий, - похоти плоти, гордости житейской и похоти очес, чтобы таким образом неведению противопоставить ведение и вооружить христианина на борьбу с главными страстями и пороками, от которых происходят и все прочие грехи. Сам порядок, или расположение предметов, содержащихся в изложении «Алфавита духовного», без преувеличения, по словам епископа Иустина, можно назвать премудрым.
6. В нем, прежде всего, положено общее мировоззрение святителя, в котором сопоставляются между собою жизнь мирская и жизнь христианская, и делается вывод, что истинному христианину «подобает радоваться о Едином Господе, а не о тленных вещах мира сего». В частности, святитель пишет: «не радуйся в веке сем плачевном, ни о чем временном не радуйся, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем ложно и изменчиво. Если же хочешь утешаться — утешайся Одним Господом; если хочешь радоваться — радуйся о Едином Господе. Ибо радость плотская скоро гибнет, а радость о Господе вовеки пребывает; утешение земное внезапно исчезает и обращается в горесть, а утешение Пресвятого Духа всегда о Господе утешает и будет утешать во веки вечные — утешением неизреченным.
7. Итак, радуйся не о чем-либо ином, но о Господе. Радуйтеся о Господе вcu правии сердцем, говорит пророк Давид. И апостол Павел говорит: всегда о Господе радуйтеся, непрестанно молитесь, о всем благодарите. В этом наше спасение», - отмечает Ростовский архипастырь. И эти и другие слова святителя о «Едином на потребу», можно сказать, почва, на которой и создан «Алфавит духовный». Они и открывают это издание. Затем следует сам «Алфавит духовный», в котором кратко выражены почти все заповеди и добродетели христианские. Для примера прочитаем некоторые из них.
8. Первая буква алфавита - Азъ. Будучи Адамова естества, советую тебе: …смирен будь, помня слово праведного осуждения, сказанное Самим Богом, яко земля еси, и в землю паки пойдеши (Быт. 3). Буки. Познавай Бога, разумевай благодеяния Его. ходи в заповедях Его, — и будешь наследником вечных благ Его.Веди. Веруй в Бога, веруй Богу, имей всегда и во всем воздержание. Всегда помни о смерти и изменении всех вещей, — и ни к чему мирскому не будешь иметь пристрастия. Глагол. Блюди себя от греха — малого и великого, — всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию. Добро. День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно — на всякий день, прилагай усердие к усердию, да направишь себя на все стези правыя».
***
По учению святителя Димитрия Ростовского, «спасение достигается путем непрестанного подвига в процессе внутреннего обновления и борьбы с грехом. Христианин должен облечься в Христа, вобрать Его в своем сердце. Для этого ему необходимо совлечь с себя ветхого человека, освободиться от греха и всякой скверны». Для этого даны нам заповеди Божии, к исполнению которых и должна побуждать эта книга. Высокое содержание, благоискусное изложение и стройное расположение предметов книги побудили епископа Иустина перевести ее со славянского на современный русский и посвятить ее всему юному поколению и всем православным христианам, ищущим спасения.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Читаем Ветхий Завет. «Обличение Иудеи. Оставили Бога». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Семейная история церкви
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Хранители памяти. Храм Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве. Часть 2
Плод веры. Журналист, правозащитник, лауреат премии Правительства РФ Ева Меркачева. Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!