У книжной полки. Святитель Димитрий Ростовский. Алфавит духовный

30 июля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
Мало кто из верующих людей не знает имени великого святителя Русской Церкви - Димитрия, митрополита Ростовского. Его творения, как сказал святитель Игнатий (Брянчанинов), «носят на себе печать благодатного помазания Божия и сообщают это помазание читателям своим...» Одно из таких творений - «Алфавит духовный», где представлены почти все заповеди и добродетели христианские. Димитрий Ростовский посвящает эту книгу юному поколению и всем православным благочестивым христианам, начинающим и совершающим дело своего спасения. И сегодня новое издание этой книги, выпущенное в свет издательством Сибирская Благозвонница, находится на нашей книжной полке.

***

1. Святитель Димитрий Ростовский всю свою жизнь посвятил духовному просвещению и нравственному воспитанию народа. Как отмечал один из историков 19 столетия, «труды и подвиги святителя так велики и многообразны и касаются таких важных церковных предметов, что сыну Православной Церкви не знать их неизвинительно». Последние семь лет своей жизни святитель управлял Ростово-Ярославской епархией, поэтому и остался в церковной и народной памяти именно как, митрополит Ростовский. В этом древнем городе он закончил свой многолетний труд «Четъи-Минеи», на котором впоследствии воспитывалось не одно поколение русских людей. В Ростове он сказал свои самые известные и проникновенные проповеди. Здесь же он упокоился от своих трудов.

2. Жизнь святителя Димитрия Ростовского и поныне является примером трудолюбия, собранности, простоты, любви к Богу и ближнему. К духовным трудам ростовского архипастыря относят и книгу «Алфавит духовный». В ней даны краткие духовно-нравственные правила, расположенные по славянскому алфавиту, в количестве 33 глав - по числу лет земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и в подражание высокому творению Иоанна Лествичника. Впервые книга эта была издана предположительно в начале 18 века, с заголовком «Алфавит духовный» и переиздавалась впоследствии ещё множество раз. Заголовок этот появился от кратких поучений на каждую букву алфавита вначале книги, которые предваряют основной текст. И такое название закрепилось до сих пор. Однако изначально она называлась иначе. 

3. Перевод «Алфавита» со славянского на современный русский язык был сделан в 1898 году епископом Иустином (Полянским). Он же оставил и свои комментарии «по содержанию, изложению и расположению предметов» этой книги. В частности, в предисловии говорилось, что «в «Алфавите духовном» святителя Димитрия содержится духовная пища, или, как говорит святой апостол Павел, словесное млеко, - пища самая необходимая, самая лучшая и удобная для питания, укрепления и взращения жизни духовной в христианах. Как любящие отец и мать заботятся питать свое дитя сначала материнским молоком, а потом самою легкою и питательною пищею, чтобы оно росло и укреплялось в жизни телесно, так и святитель Божий Димитрий с великою любовью в своем «Алфавите…» предлагает самую легкую, сладкую и питательную пищу для возрастания и постепенного укрепления в жизни духовной младенцев Христовых.

4. В связи с этим, в изложении «Алфавита духовного» его каждая главная мысль неоднократно повторяется и разнообразится для того, чтобы осветить ее со всех сторон со всеми подробностями. Без сомнения, эта особенность изложения при всей возможной простоте его принята св. автором в педагогических целях, чтобы приготовить, удобрить, растворить и умягчить — сделать свою пищу настоящим словесным молоком, удобоприемлемым, усваиваемым, для начинающих дело своего спасения. Такое изложение может показаться неискусным и скучным для чтения, но, как отмечает епископ Иустин, и врачи советуют, как можно больше разжевывать пищу, чтобы она воспринималась лучше.

5. Высказав сначала главную мысль, что причиною Адамова падения было его неразумие - ненадлежащее знание себя, мира и Бога, потом святитель собирает мысли и чувства, направленные против тройственной похоти, произошедшей от падения Адама и заразившей весь род человеческий, - похоти плоти, гордости житейской и похоти очес, чтобы таким образом неведению противопоставить ведение и вооружить христианина на борьбу с главными страстями и пороками, от которых происходят и все прочие грехи. Сам порядок, или расположение предметов, содержащихся в изложении «Алфавита духовного», без преувеличения, по словам епископа Иустина, можно назвать премудрым.

6. В нем, прежде всего, положено общее мировоззрение святителя, в котором сопоставляются между собою жизнь мирская и жизнь христианская, и делается вывод, что истинному христианину «подобает радоваться о Едином Господе, а не о тленных вещах мира сего». В частности, святитель пишет: «не радуйся в веке сем плачевном, ни о чем временном не радуйся, потому что все в нем непостоянно и превратно, все в нем ложно и изменчиво. Если же хочешь утешаться — утешайся Одним Господом; если хочешь радоваться — радуйся о Едином Господе. Ибо радость плотская скоро гибнет, а радость о Господе вовеки пребывает; утешение земное внезапно исчезает и обращается в горесть, а утешение Пресвятого Духа всегда о Господе утешает и будет утешать во веки вечные — утешением неизреченным.

7. Итак, радуйся не о чем-либо ином, но о Господе. Радуйтеся о Господе вcu правии сердцем, говорит пророк Давид. И апостол Павел говорит: всегда о Господе радуйтеся, непрестанно молитесь, о всем благодарите. В этом наше спасение», - отмечает Ростовский архипастырь. И эти и другие слова святителя о «Едином на потребу», можно сказать, почва, на которой и создан «Алфавит духовный». Они и открывают это издание. Затем следует сам «Алфавит духовный», в котором кратко выражены почти все заповеди и добродетели христианские. Для примера прочитаем некоторые из них.

8. Первая буква алфавита - Азъ. Будучи Адамова естества, советую тебе: …смирен будь, помня слово праведного осуждения, сказанное Самим Богом, яко земля еси, и в землю паки пойдеши (Быт. 3). Буки. Познавай Бога, разумевай благодеяния Его. ходи в заповедях Его, — и будешь наследником вечных благ Его.Веди. Веруй в Бога, веруй Богу, имей всегда и во всем воздержание. Всегда помни о смерти и изменении всех вещей, — и ни к чему мирскому не будешь иметь пристрастия. Глагол. Блюди себя от греха — малого и великого, — всегда имей пред очами грехи твои, чтобы усерднее каждый день прибегать к покаянию. Добро. День ото дня восходи на гору добродетелей, непрестанно — на всякий день, прилагай усердие к усердию, да направишь себя на все стези правыя».

***

По учению святителя Димитрия Ростовского, «спасение достигается путем непрестанного подвига в процессе внутреннего обновления и борьбы с грехом. Христианин должен облечься в Христа, вобрать Его в своем сердце. Для этого ему необходимо совлечь с себя ветхого человека, освободиться от греха и всякой скверны». Для этого даны нам заповеди Божии, к исполнению которых и должна побуждать эта книга. Высокое содержание, благоискусное изложение и стройное расположение предметов книги побудили епископа Иустина перевести ее со славянского на современный русский и посвятить ее всему юному поколению и всем православным христианам, ищущим спасения.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​