У книжной полки. Алексей Солоницын. Взыскание погибших

10 октября 2025 г.

11 октября 1918 года из заброшенной шахты под Алапаевском были извлечены останки алапаевских мучеников: преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары, Великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Феодора Михайловича Ремеза, Великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и князя Владимира Палея. В 2017 году памятная дата – 11 октября – по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла была внесена в церковный месяцеслов, как день обретения мощей Великой княгини Елисаветы Феодоровны и тогда же состоялось первое общецерковное празднование. И сегодня, в преддверии дня памяти святой, мы предлагаем вашему вниманию книгу, вышедшую в свет в издательстве Сибирская Благозвонница под названием «Взыскание погибших». Одна из ее повестей посвящена преподобномученице Елисавете.

***

1. Автор этой книги - Алексей Алексеевич Солоницын — писатель, кинодраматург. Окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1960 году, работал в газетах Киргизии, Латвии, на телевидении, в кино. С 1973 года живёт в Самаре. С 1972 - является членом Союза писателей России, в 1984 – включен в Союз кинематографистов России. За 55 лет творческой деятельности издано, включая переиздания, более 30 книг писателя. По его сценариям снято около 40 документальных фильмов. Некоторые рассказы публикуются на портале Православие.ру. Тема разбуженной совести, нравственного подвига — главная в творчестве писателя и кинематографиста.

2. В годы советской власти и в новейшее время Алексей Солоницын неизменно поднимает в своих романах, повестях, рассказах, фильмах тему деятельного добра, рассказывает о жертвенном подвиге его героев. Пишет он в традициях русской реалистической прозы, которая в лучших своих произведениях всегда отличалась высокой духовностью. На страницах этой книги представлены две повести писателя Алексея Солоницына - «Взыскание погибших» и «Земной ангел». Первое произведение, открывающее книгу, рассказывает о святых страстотерпцах государе Николае Втором, государыне Александре Феодоровне, цесаревиче Алексие, великих княжнах Ольге, Татиане, Марии, Анастасии и их слугах, вместе с ними убиенных.

3. В предисловии автор пишет: «Семнадцатилетним юношей я поступил на факультет журналистики Уральского госуниверситета города Свердловска. Огромный конкурс выдержал не потому, что все экзамены сдал на отлично, но главное, что к тому времени мои первые рассказы уже были опубликованы в молодёжной газете. Коренной уралец, с которым мы подружились в первые же дни учёбы, привёл меня к дому инженера Ипатьева: «Вот здесь убили царскую семью». Строение, где находились какие-то советские учреждения, было самым обыкновенным и никакого впечатления на меня не произвело. Но потом, когда мне удалось подпольно прочесть книгу следователя Николая Соколова, которого не только я, но и многие считают Божьим избранником, на «обычное здание» я посмотрел другими глазами».

4. Как вспгминет автор, напротив «Дома особого назначения», как именовался он в чекистских документах, высилась величавая колокольня Вознесенского собора. Перед собором стояла скульптура пионера со знаменем в руках и пионерки, отдававшей салют. Они бодро шагали навстречу. За спинами пионеров находился закрытый обезображенный собор, а дальше дворец знаменитого на Урале горнозаводчика Харитонова, где в ту пору рукодельничали и занимались в кружках пионеры. «Гуляя по пионерскому парку, - пишет автор, - мы с другом говорили о судьбе царя и его семьи. Мы считали,  - что царя расстреляли, потому что иного выхода не было, но убийство жены царя, его детей и слуг уже тогда, в пятидесятые годы, вызывало возмущение и сомнение в действиях тех, кто устанавливал «самый справедливый строй на земле».

5. После университета Алексей Солоницын много ездил по стране, но связи с городом юности не терял. И всякий раз, приезжая в Свердловск, а потом Екатеринбург, мысленно возвращался к трагедии царской семьи. В восьмидесятые годы снесли дом инженера Ипатьева, якобы по «приказу свыше». К тому времени Алексей Солоницын уже многое узнал о царской семье. И подробности жизни предателей и убийц царя Николая II и его семьи узнал, тем более что «разоблачительные» материалы стали тогда очень часто появляться в прессе. И многое-многое другое. Но главное, что писатель открыл для себя, это то, что «невозможно понять жизнь и деяния последнего императора, не принимая во внимание его глубокую религиозность, которая руководит каждым христианином в любом его решении или поступке.

6. «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь...» Эти строки из письма великой княжны Ольги Николаевны Романовой каждый из нас слышал не раз, ведь именно они как нельзя точно характеризуют святого Царя Страстотерпца Николая. Он жил по Евангельским заповедям, любил Бога и свой народ, вверенный ему Господом. И народ также любил его, но были те, кто ненавидел, и всеми силами пытался погубить русского Царя и его семью. О последних днях  жизни святых в Доме особого назначения - рассказывает повесть Солоницына «Взыскание погибших».

7. Вторая повесть, вошедшая в издание, называется – «Земной ангел». Она рассказывает о жизни и смерти удивительной женщины, которую еще при жизни называли Земным Ангелом. Как отмечает автор, «все в судьбе Елизаветы Федоровны было необыкновенно — и ее внешняя красота, и чистота души, и стремление с детских лет к жизни по Евангелию, и принятие России, которая стала ее Родиной. Не второй, как говорят обычно в таких случаях, а первой, той, которую и искала ее душа, устремленная к Богу. Именно Православие открыло ей прямой путь к Господу. Именно в России и произошло ее восхождение ко Христу. Да, через крестные страдания, через смерть любимых людей.

8. Но и во время самых тяжких испытаний, какие только себе можно представить, в дни, когда, казалось, гибнет Россия, а с нею утрачивается и сама вера православная, Елизавета Федоровна не дрогнула, не покинула Россию, которая стала для нее домом Богородицы. Глубокой ночью 18 июля 1918 года, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню Ёлисавету Феодоровну вместе с другими членами императорского дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали великую княгиню в черную яму, она произносила молитву, дарованную Распятым на Кресте Спасителем мира: Господи, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). О жизни матушки Елисаветы, восшедшей на Русскую Голгофу, и прославленной во святых всей полнотой Русской Церкви, рассказывает автор этой книги.

***

По словам Алексея Солоницына, каждую выбранную им для повествования судьбу, он стремился наполнить той теплотой сердца, которая и делает произведение художественным, заставляет читателя как бы реально присутствовать там, где находятся герои. Поэтому задача автора была не только просветительская, но именно художественная, ибо «от избытка сердца говорят уста», и тогда появляется возможность хоть немного понять, как человек преодолевает плотскую слабость, как в нем зреют силы для духовного подвига, когда вера вливает в него силы неземные и душа соприкасается с небом, Богом. И тогда становятся понятными Евангельские слова Христа о том, почему «претерпевший до конца спасется» (Мф. 24,13).

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X