У книжной полки. Алексей Солоницын. Чудотворец наших времен

9 декабря 2024 г.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы занимал важное место в жизни святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. Именно в этот день в 1926 году иеродиакон Иоанн Максимович был рукоположен во священники, а уже став епископом, через восемь лет, 4 декабря он прибыл в Шанхай. По Промыслу Божьему владыку Иоанна ввели во Храм служить всем русским, которые вынуждены были покинуть Родину. Святителю, спасшему души миллионов русских эмигрантов, выброшенных революцией за пределы Родины и рассеянных по всему миру, посвятил свою книгу современный писатель Алексей Солоницын. Она вышла в свет в Издательстве Скрижаль и называется - «Чудотворец наших времен».

***

1. Автор этой книги - Алексей Алексеевич Солоницын — писатель, кинодраматург. Родился 22 марта 1938 года в г. Богородске Горьковской области. Окончил факультет журналистики Уральского университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) в 1960 году, много ездил по стране, работал в газетах, на телевидении, менял профессии. С 1972 года — член Союза писателей России, с 1984 года — член Союза кинематографистов России. За 55 лет творческой деятельности в Москве, Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Рязани и других городах России и зарубежья издано, включая переиздания, 30 книг прозы. Тема разбуженной совести, нравственного выбора — главная в творчестве писателя. С 1973 года живет и работает в Самаре.

2. Эта книга Алексея Солоницына представляет собой повесть о святителе Иоанне, основанную на реальных исторических фактах, и документальное жизнеописание святого. В предисловии автор пишет: «Если мы внимательно вглядимся в себя, вспомним пережитое, то обязательно отыщем день и час, когда с нами произошло нечто удивившее нас, необычное, необыкновенное. Например, миновала нас беда, даже смерть, которая была совсем рядом. Или неожиданно сбылось что-то, о чем мы только мечтали. Да мало ли бывает в жизни событий, которые поражают нас. И мы чаще всего говорим: «Повезло!» Или: «Совпадение!» И совсем редко: «Чудо». Но когда мы узнаем из личного опыта или из книг о людях, способных творить это самое чудо, мы от неожиданности замираем. Душа вздрагивает, иногда сотрясается, и наша жизнь порой круто меняется.

3. А далее, по словам автора, происходит знакомство с житием того или иного святого, и прикосновение к чуду. И не только удивление и восхищение овладевают душой, но и нечто большее, - чувство, которое нельзя передать словами. Потому что обычные отговорки - «это было давно»; «это не подтверждено фактами»; «это преувеличение» и тому подобные, - рушатся именно под властью фактов, ибо необыкновенные события произошли совсем недавно, в наше время, и есть десятки, сотни людей, которые свидетельствуют об этом. Взять хотя бы житие святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского. А был он, как известно из жития, «невысокого роста, хромоногий, «гугнивый». Чаще ходил босиком, чем в обуви, не имел даже кровати и отдыхал в кресле, неизвестно когда спал. Питался раз в день, а в пост ел только просфоры и запивал их глотком воды. Молился беспрерывно, стремился каждый день служить Божественную литургию.

4. Именно этот человек был избран Господом для того, чтобы спасти почти два миллиона русских соотечественников, рас­сеянных по всему миру. В Европе, в Китае, на Фи­липпинах, в Северной и Южной Америке, на поездах, самолетах, в автомобилях и просто пешком он добирался до тех, кто падал духом, неизлечимо болел, умирал. Спасал бедных и богатых, строил православные храмы, вселяя в души не только русских, но и европейцев, азиатов, американцев Веру, На­дежду, Любовь. Нес слово Христово через моря и океаны, через страны и континенты. Творимые им чудеса описаны с докумен­тальной точностью в объемистых, в несколько сот страниц, трудах его духовных чад и по­читателей — протоиерея Петра Перекрестова, игумена Германа (Подмашенского), иеромонаха Серафима (Роуза). Если, говорит автор, вы захотите подробней узнать о великом святом двадцатого века, то возьмите эти прекрасные книги и прочтите.

5. Цель данного издания - рассказать о святителе Иоанне в художественной форме, чтобы наши современни­ки, особенно молодые, не привыкшие читать жи­тия святых, прочли эту книгу в привычной для них форме повести, для которой автор выбрал лишь неко­торые яркие эпизоды жизни чудотворца. Сделать это было непросто. «Я избрал такую форму повести, – говорит Алексей Солоницын, - мои персонажи размышляют, расска­зывают об эпизодах жизни святого. Рассказывают о документально зафиксированных фактах. Это важно подчеркнуть. А сами персонажи — литературные. Такая фор­ма повествования давала возможность создать жи­вую картину реальных событий — то есть выпол­нить задачу, которая всегда стоит перед писателем. Для тех, кому мало художественного изложения событий, во второй части книги приведена биография святого».

6. Обратимся к житию святого. Будущий святитель родился 4 июня 1896 года в местечке Адамовка Харьковской губернии в семье малороссийских дворян Максимовичей. В святом крещении младенец был наречен Михаилом - в память о предводителе сил небесных Архистратиге Михаиле. По словам автора, «все здесь знаменательно — и родовые корни новорожденного, и имя, данное ему в святом крещении, и место его рождения. Поэтому и данный очерк начинается с расшифровки этих обстоятельств. Род Максимовичей широко известен как в мирской, так и духовной жизни России и Украины, в то время именуемой Малороссией. В доказательство этого достаточно назвать первого ректора Киевского университета Михаила Александровича Максимовича — русского ученого, историка, ботаника, этнографа, филолога, члена-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской Ака­демии наук. А с духовной стороны - святителя Иоанна, митрополита Тобольского, замечательного духовного писателя и подвижника-миссионера 18 столетия.

7. Несколько слов нужно сказать и о месте рождения святителя Иоанна Шанхайского. «Имение Максимовичей находи­лось в так называемой Голой Долине, которая, не­смотря на столь суровое название, располагалась в местах дивной красоты по берегам реки Северский Донец. Эта подробность приводится потому, что всего в восьми верстах от Адамовки располагался в меловых горах знаменитый Святогорский монастырь, имев­ший в то время более шестисот насельников. Среди них жили в пещерах отшельники, прославленные по всей Руси, монахи, соблюдавшие строгий афон­ский устав, иные подвижники православия. Именно они и произвели на отрока Мишу неиз­гладимое впечатление — вместе с родителями, а чаще один, он ходил молиться в Святые Горы».

8. Об этом редко кто вспоминает из биографов святителя — и напрасно. Ведь имен­но с принятием первых уроков святости от монахов душа Михаила приняла историческую судьбу Родины, России. Когда в 1920 году 126 судов увезли 150 тысяч эмигрантов, среди которых был и будущий святитель, он никогда больше не вернулся в Россию. Но где бы он ни находился — ни на один час, ни на одну минуту он не оставил свою Родину. Она всегда жила в его сердце. И всюду он молился о ней.

***

Святому подвижнику Святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому и Сан-Францискому довелось жить в самых разных уголках земного шара: России, Сербии, Америке, Китае, Франции. И где бы он ни появлялся, его везде почитали и воспринимали как святого. И по праву называли чудотворцем, светочем русского зарубежья. А когда в 1966 году Владыка отошел ко Господу, его стали почитать во всем православном мире. В повести Алексея Солоницына о святителе Иоанне в художественной форме описаны некоторые наиболее яркие эпизоды жизни чудотворца, во второй части книги приведена биография святого, там же даны акафист и молитва святителю Иоанну. Книга рассчитана на широкий круг, а молодым читателям будет особенно полезна.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X