***
1. Эта книга вышла в свет в издательстве Данилова мужского монастыря и называется «Агница Христова. Схиигумения Фамарь (Марджанова)». Автор книги – Николай Петрович Кокухин рассказывает о жизни одной из выдающихся подвижниц благочестия XX века, святой Русской и Грузинской Церквей. Рассказывает в простой и трогательной манере, что характерно для его повестей, пользующихся широкой любовью православных читателей. Начинает свой рассказ автор с описания прогулки Тамары и ее сестры по окрестностям города Сигнахи, куда они приехали в гости к сестре их матери. В этот же день девушки посетили только что восстановленный и вновь открытый Бодбийский монастырь, где покоились мощи святой Нины, просветительницы Грузии.
2. Как только Тамара зашла в храм, где совершалось всенощное бдение, красота православного богослужения пленила душу юной девушки. Вот как пишет об этом автор: «Девушка почувствовала, как какой-то священный трепет пробежал по всему ее телу, и ей очень захотелось быть такой же, как эти тихие монахини, облаченные в темные одежды, петь вместе с ними церковные песнопения, читать молитвы, преклонять колени перед иконами угодников Божиих, то есть ни в чем, абсолютно ни в чем, не отличаться от них. Сколько времени пробыла она в храме - об этом юная паломница не могла бы в точности сказать, церковная служба пролетела для нее как одно мгновение. Девушка очнулась только тогда, когда увидела перед собою среднего роста монахиню с открытым добрым лицом и с глазами, полными любви и душевного участия - это была игумения Ювеналия».
3. Тамара познакомилась с настоятельницей обители, которая сразу обратила на нее внимание. Она заметила внутренне устроение девушки, которая в свою очередь поняла, что хочет остаться в этом монастыре раз и навсегда. Как писал впоследствии об этой перемене епископ Арсений (Жадановский), девушка «ехала в обитель светской, а домой возвратилась по настроению инокиней». Родственники попытались отговорить ее от ошибочного, на их взгляд, решения, но Тамара была непреклонна. В 1889 году она поступила в Бодбийский монастырь. Игуменья Ювеналия с особым теплом относилась к Тамаре и сразу же сделала ее своей келейницей. Молодой послушнице довелось нести различные послушания: она была письмоводительницей матушки, певчей, а затем и регентом монастырского хора.
4. Духовные подвиги новой насельницы удивили даже старших монахинь. Юная подвижница первая приходила в храм и уходила из него последней; она строго постилась, мало спала и много молилась; по ночам клала земные поклоны. Через тринадцать лет монахиня Ювеналия (такое имя она получила во время пострига) стала игуменией монастыря. Немного ранее это игуменство предсказал ей святой праведный Иоанн Кронштадтский. Их встреча с батюшкой состоялась в Воскресенском монастыре, в Петербурге, куда, еще будучи келейницей, приехала Тамара со своей наставницей. Когда батюшка благословлял послушницу, он сказал: «Тамара-Тамара, благую часть избрала». Затем, в ходе встречи, он как бы шутя стал снимать три игуменские креста с игуменьи Ювеналии и надел их на Тамару, при этом шутливо говоря: «Вот какая ты у меня игуменья – посмотрите на нее!»
5. Тогда Тамара даже не предполагала, что ей доведется быть настоятельницей трех обителей, которые и станут для нее теми тремя тяжелыми крестами, предсказанными всероссийским пастырем. Когда в 1902 году игумения Ювеналия (старшая) получила назначение в Московский Рождественский монастырь, молодую инокиню назначили игуменией Бодбийского монастыря. В 1905 году она Указом Синода была переведена в Москву, и назначена настоятельницей Покровской общины сестер. В 1910 - игумения Ювеналия по благословению начала строить Серафимо-Знаменский скиту. Он был построен в 1912 году в очень живописном месте, в нескольких десятках километров от Москвы. Устав обители был весьма строгий, матушка заботилась, прежде всего, о духовном совершенствовании своих словесных овец.
6. Как пишет автор, «каждый, кто входил на территорию скита, который утопал в цветах, посаженных насельницами, поражался его красоте. Скит был как бы земным раем, напоминая его обитательницам о вожделенном Рае Небесном». Духовником сестер, а также самой игуменьи стал близкий ей по духу епископ Арсений (Жадановский). В то время владыка был гоним властями, как и его друг, архимандрит Серафим (Звездинский). И именно рядом с женской обителью, возглавляемой матушкой Ювеналией, они нашли для себя приют. А 21 сентября 1916 года владыка Арсений постриг игуменью в великую схиму с именем Фамарь.
7. Эта обитель просуществовала всего двенадцать лет, после чего была закрыта и разорена безбожной властью. Насельницам пришлось искать пристанище в миру. Матушка вместе с десятью сестрами поселилась в селе Перхушково; строгая молитвенная жизнь не прекращалась и здесь. В 1931 году матушку арестовали, заключили в тюрьму, а потом сослали в далекую Сибирь. Поселок Усть-Уда в Иркутской области стал для нее вынужденной «подвижнической келией». Жить довелось в скудных условиях, матушке был отведен небольшой уголок за печкой, но и за это она благодарила Господа. Внутренняя сила схиигуменьи Фамарь была столь велика, что к ней проникались уважением не только уголовницы, с которыми ей доводилось отбывать ссылку, но и допрашивавшие ее комиссары.
8. Матушка Фамарь вернулась из Сибири в 1934 году. Ее здоровье было сильно подорвано. Как пишет автор, «силы быстро оставляли ее измученное тело, но дух оставался несломленным и лишь набирал новую великую силу. Именно этот высокий и прекрасный дух запечатлел русский художник Павел Корин буквально за несколько дней до кончины матушки в своем знаменитом портрете «Схиигумения Фамарь». Она отошла ко Господу 23 июня 1936 года. Ее отпевал духовный руководитель и друг владыка Арсений. Самому архипастырю оставался всего год до его последнего ареста, приговора тройки НКВД и расстрела на Бутовском полигоне.
***
Схиигумения Фамарь (Марджанова) была похоронена в Москве, на Введенском (Немецком кладбище). На нижней перекладине креста, по благословению епископа Арсения, была сделана надпись: «Веруяй в Мя имать живот вечный». В 2017 году она включена как преподобноисповедница в месяцеслов Русской Церкви. А 13 июня 2018 года состоялось обретение мощей преподобноисповедницы Фамари, которые были торжественно перенесены в Серафимо-Знаменский скит. Так, - пишет автор книги, - прославляет Господь тех, кто исполнил всей своей жизнью Его святую волю. А подробнее о подвижнической жизни «Агницы Христовой» - рассказывает эта книга.
Ганина Яма. Царскому монастырю нужны помощники
Йошкар-Ола. Традиционный крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери
Москва. «Вольный странник» на Книжном фестивале «Красная площадь»
Йошкар-Ола. Выставка «Николай Карамзин. История в некотором смысле...»
Ганина Яма. Мастер-класс для детей по производству пряников
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!