Аудио |
|
Скачать .mp3 |
1. В предисловии книги протоиерей Максим Максимов пишет: «Сегодня в Русской Православной Церкви только начинает возрождаться миссионерское служение. Какие средства избрать, каким путем лучше обратиться к расцерковленному обществу с проповедью о Христе? Ответить на эти вопросы непросто. Но, каким бы ни был ответ, он должен непременно учесть опыт наших предшественников: ведь многие из них, прежде чем Господь призвал их к подвигу мученичества и исповедничества, были деятельными пастырями, миссионерами, учителями, катехизаторами, активно трудились на ниве Христовой в борьбе с неверием и грехом. Новомученики Русской Церкви не немые и безгласные жертвы исторических обстоятельств и человеческого произвола, они — голос Божий, обращенный как к современникам, так и к будущим поколениям христиан.
2. Цель этой книги - донести до читателя немногие уцелевшие за годы лихолетья сведения о служении Христу и народу Божию священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского. Он усердно потрудился на поприще духовного образования, был деятельным миссионером Иркутской духовной миссии. Его духовная целостность и архипастырский авторитет засвидетельствованы многими соловецкими узниками, вместе с которыми владыка Евгений отбывал наказание. В книге публикуются слова и речи священномученика Евгения, сказанные им юным учащимся духовных школ, а также произнесенные в храмах Иркутска и Благовещенска. Все они собраны из дореволюционной церковной прессы.
3. Особый раздел в книге составляет повествование священника Николая Пономарева «Поездка преосвященного епископа Евгения в Киренский уезд в июне - июле 1913 г.». Автор сопровождал владыку в его миссионерской поездке и, что особенно ценно, сделал более ста фотографий в пути. В них предстает нам Россия начала XX века, ее люди, храмы Божий, уничтоженные впоследствии в огне безбожного пожара, и, конечно, сам владыка как пастырь добрый, отправившийся в глухие непроходимые дебри окраинной России посещать свою рассеянную на огромном пространстве паству. Священномученик Евгений предстает перед нами как провозвестник мира и любви Христовой. Причем он обращает внимание слушателей, что залог нашего истинного счастья не только там, в блаженной вечности, но и здесь — на земле.
4. Вот, например, в слове на Новый год он отмечает, что «мысль о счастье с наступлением нового года больше чем когда-либо волнует душу человека. Сердцем, - говорит владыка, овладевает какой-то непонятный трепет, какое-то невольное безотчетное ощущение скрытой тревоги и вместе надежды... Беспокойное сердце ставит обычный свой вопрос: что принесет нам наступивший новый год — горе или радость, скорбь или утешенье? Пытаясь приподнять таинственную завесу будущего, каждый спрашивает, будет ли он счастлив? Все подобные думы и чувства невольно волнуют нашу душу. Надежда и тревога, вера и сомнение, решимость и робость — всё это одновременно сталкивается и перемешивается в глубине души... И вот каждый молит Бога о ниспослании счастья, искать и стремиться к которому так свойственно человеческой природе».
5. Но, как говорит архипастырь, если бы мы помнили слова Спасителя «ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся (т.е. все нужное для жизни, блага земные), приложатся вам. Если бы мы чаще в своей жизни, в своих желаниях и стремлениях вспоминали этот завет Божественного Учителя, то как мы были счастливы в своей жизни! Тех тревог, которые так терзают наше сердце заботой о приобретении богатств, о материальном улучшении своего положения, право, мы не знали бы и всё свое внимание обращали бы на внутреннее свое обогащение, на очищение души и сердца от всего порочного и скверного, на созидание внутреннего человека, согласно с евангельским учением Спасителя».
6. Наша задача, по словам владыки Евгения, - «назидать в своей душе... великие христианские качества, завещанные нам нашим Спасителем, и помнить, что истинного разрешения вопросов жизни, иной раз так волнующих членов современного общества, надо искать не у тех, которые ставят целью жизни животный идеал - сытость и довольство плоти (это всё тлен), а у Того, Кто и теперь, как двадцать веков назад, зовет своих последователей к нравственному совершенству, к победе духа над плотью и соблазнами мира». «Малая капля долбит камень частым падением — слово ли Божие и пламень общей молитвы, — говорил владыка, — не расплавит религиозной черствости души человеческой?» Священник должен быть пастырем-руководителем вверенного ему стада Христова и не считать себя всего лишь благородным свидетелем той безрелигиозности, которая разлилась вокруг.
7. «Является неоспоримым фактом, — говорил владыка Евгений, — что для поднятия религиозно-нравственной жизни и пастырской деятельности в приходе необходимо также и самим пастырям озаботиться о своем религиозно-нравственном развитии, а равно и пополнении своих, часто весьма скудных, богословских знаний. Священник сам должен духовно созидаться. А для этого он должен неопустительно и ежедневно читать святое Евангелие, послания апостольские, Псалтырь, святоотеческую литературу, жития дневных святых. Это не только будет духовно питать душу, но с постепенностью даст священнику богатый запас богословских знаний». В 2018 году вышла в свет замечательная книга архимандрита Дамаскина (Орловского) «Человек - это его совесть. Житие священномученика Евгения (Зернова), митрополита Нижегородского и Арзамасского» — самое полное на сегодняшний день жизнеописание святого. А эта книга, по словам издателей, может рассматриваться как приложение к ней, как попытка собрать литературно-богословское наследие священномученика Евгения.
***
«Церковность» - под таким названием с 1911 по 1918 год выдающийся миссионер Русской Церкви, пламенный проповедник и ревностный пастырь свяшенномученик Иоанн Восторгов издавал в Москве газету. В 20 веке Русская Церковь она явила миру бесчисленный сонм своих святых, молитвами которых созидается сегодня церковная жизнь. Православные христиане, по мнению издателей, не должны быть равнодушными к подвигу новомучеников. Вот почему под логотипом «Церковность» и было решено издавать серию книг, включающую в себя жития, духовное наследие и разнообразные публицистические материалы, относящиеся к деятельности того или иного новомученика. Задача издателей — привлечь к трудам новомучеников как можно большее внимание, и всех, кто имеет ревность о прославлении их подвига, воодушевить к просветительской работе по увековечению их памяти.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!