У книжной полки. Протоиерей Андрей Ткачев. "Каюсь, что я не ангел"

9 февраля 2021 г.

Аудио
Скачать .mp3
По словам протоиерея Андрея Ткачева, «современный мир, особенно мир большого города, отнюдь не представляется местом, созданным для духовного возрастания. Но, раз уж нам довелось жить здесь и сейчас, хорошо бы понимать окружающую нас действительность и то, как она на нас влияет». Как спасаться православному христианину, когда вокруг бушующее море соблазнов? Что делать, если ты сыт и здоров, а тебе мучительно грустно? Что значит «быть свободным» и зависит ли свобода от места жительства? Крепкая семья в наши дни – это иллюзия или реальность? На эти и многие другие вопросы отвечает книга протоиерея Андрея Ткачева, вышедшая в свет в издательстве «Вольный странник». Она называется – «Каюсь, что я не ангел».

***

1. Новая книга отца Андрея Ткачева, по словам издателей, – это практическое указание по преодолению специфических соблазнов нашего времени, когда грех принимается за норму, а безгрешие – за странность и опасную болезнь, когда размывается традиционный образ жизни и идет война против нравственности. По словам отца Андрея, «наша культура (западная, по сути) ставит перед людьми (в том числе и перед верующими) в качестве целей не достижение евангельского блаженства и близости с Господом, служение и угождение Ему, а совсем другие вещи: либо комфорт, либо успешную карьеру и обогащение, либо наслаждение, либо определенный набор впечатлений. Это все сказывается на духовной жизни.

2. На нас, по словам автора, «лежит печать другого мира, другой цивилизации, в принципе антихристианской. Мы живем, - говорит отец Андрей, - если угодно, в Риме. Первый Рим был антихристианский. Мы – жители третьего Рима, который в общем-то недалеко ушел от первого. И это накладывает на нас свой отпечаток. Мы его носим на себе, поначалу не чувствуя этого, будучи вполне родными этому миру. И христианство – всего лишь некая капля в нас. Когда же мы начинаем чувствовать свою инородность этому миру, тогда можно сказать, что мы частично изжили его, освободились от него». Что нужно для того чтобы не остановиться на стадии «духовного потребительства»? Как понять жизнь и подвиги святых и извлечь из них уроки для устроения своей духовной жизни? Что ждёт нас впереди? Об этом говорит автор в первой части книги.

3. А во второй отец Андрей рассматривает новые искушения современной жизни. Хотя, стоит отметить, что всё новое - это забытое старое. Или не забытое, но о чем стараются особо не вспоминать, или же маскировать. Так, к примеру, автор говорит о грехе сребролюбия, которое, по его словам, владеет мастерством макияжа, переодевания и прочей маскировки. Кроме ложной тревоги на тему «что бы можно было купить для бедных за чужие деньги» оно, сребролюбие, может изображать из себя борца за справедливость. Корыстный человек с претензиями будет активно расследовать чужие грешки, настырно совать нос всюду, шуметь на весь мир о попранной справедливости и потрясать в воздухе собранными материалами.

4. Но, - говорит отец Андрей, - «ларчик просто открывался». Как правило, ему уже заплатили за активность некие бенефициары поднятого шума. Или он ждет, что заплатят те, под кого он копает. Или там еще что-то, но не без денег. Правдолюбцы информационной эпохи очень любят денежные переводы из неафишируемых источников. Какие ещё маски надевает на себя сребролюбие? Об этом говорит автор во второй части книги. Здесь же он размышляет о той боли, которую испытывает бессмертная душа современного молодого жителя материалистической цивилизации. И ничто не может дать ему покоя, если он не обрящет Господа. Не поможет ему ни шумная жизнь города, полная развлечений, ни тихая жизнь в деревенской глуши.

5. В следующей части книги автор говорит о том, для делания какого рода наше время подходит лучше всего. И прежде всего он упоминает об особом голоде, который испытывает человек – это голод слышания слов Господних. «Для людей, - отмечает отец Андрей, - знающих, что Бог есть, и что Он, а не случай, правит миром, голод – это знак Божьего гнева. В каком-то очень неправильном образе мысли и действия нужно закоснеть людям, чтобы в некий момент было сказано: «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою» (Ис. 3:1). Если люди сделают из своей гордыни стены и укроются за ними от лица Божия, если Бога люди сделают для себя врагом и над словами Его будут посмеиваться, то голод стает стенобитным орудием, от которого падут богоборные стены». И у нас в истории есть немало свидетельств этому.

6. Но, - отмечает далее автор, - есть и особый вид голода. О нем говорит пророк: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба и не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8:11-12). Нам, - свидетельствует отец Андрей, - «родившимся в СССР», легче легкого понимать эти слова, как исполнившиеся в нашем недалеком прошлом. Страна, победившая и искоренившая безграмотность, страна, посадившая всех своих граждан за парты, стоявшая в очередях за хлебом в дни войны и за книгами в дни мира, эта страна забрала у своих умеющих читать граждан Библию. И действительно скитались люди в поисках Живых Слов. И садились в тюрьму люди за чтение и хранение Книги. И переписывали от руки Книгу, превращаясь невольно в царей Израильских, которым Закон вменял в обязанность переписать Тору и поучаться в ней.

7. Сейчас, когда время гонений прошло, этот голод по-прежнему ощущает современный человек. Почему? Об этом предлагает задуматься отец Андрей своим читателям. Вообще, как отмечает священник, «мы живем в лучшее время. Людей в храмах много, храмы не пустуют. В храм идут люди обоих полов и всех возрастов. Следят за службой, шепчут молитвы, в грехах каются. И никто их за молитву не бьет. Было время, когда активисты и всякие комсомольцы записывали входящих в церковь. Были времена, когда на Царских вратах распинали священников... Все это было, а потом было мягче, но не добрее. Уже не вешали, но карьеру на работе сделать не давали. Вы верующий? Зайдите завтра. И это «завтра» тянулось годами. Крестили детей тайно, венчались ночью, исповедовались на отдыхе, на юге, где тебя никто не узнает. Я искренне рад, - повторяет отец Андрей, - что никто не бьет меня (тебя, их) за посещение храма. Поэтому и время наше самое лучшее. Но благодарны ли мы? И что мы делаем для того, чтобы стать ближе к Богу, обрести спасение? Задуматься над этими вопросами и найти определенные ответы и поможет эта книга.

***

По словам отца Андрея, сложностей у современных христиан немало. Во многом затрудняет современную жизнь в Церкви и общая суета, и отсутствие базовых знаний, и в принципе антихристианский быт – антихристианский характер современной западной европейской культуры, частью которой мы являемся. Как выжить православному христианину в этом мире, где он окружен агрессивной средой безбожия? Как говорят издатели, книга протоиерея Андрея Ткачева дарит надежду всем находящимся на грани уныния: есть инструменты духовной борьбы, которые весьма эффективны в этих условиях. Соблюдая определенные правила безопасности и совершая особенные, незаметные для мира подвиги, можно уберечь свою душу от ущерба и сохранить ее для Бога и вечности.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​