У книжной полки. Путеводитель по Псалтири

1 декабря 2022 г.

Книги Священного Писания - наши проводники к благодати Божией. И одна из главных книг - это, конечно, Псалтирь. Почему «конечно»? Пото­му что именно по Псалтири раньше учились и читать, и писать, и, самое важное, познавать правила поведения, различать добро и зло. Святитель Афанасий сравнивал Псалтирь с зеркалом, в котором грешная душа человеческая видит свои недостатки и находит средства к их исправлению. Книга псалмов не может читаться как памятник письменности, пришедший из древности, - нет, это книга обо всех нас и о каждом человеке. Неоднократно мы знакомили вас с изданиями, которые содержат в себе толкование Псалтыри. И сегодня вновь на нашей книжной полке издание, которое называется – «Краткий путеводитель по Псалтири».

***

1. В этой книге, вышедшей в свет в издательстве «Благовест», приводится краткий путеводитель (краткое содержание) псалмов Давидовых по толкованиям святых отцов Церкви - святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Нисского, блаженного Феодорита, епископа Кирского, Евфимия Зигабена и других отцов Церкви. В предисловии книги составитель Таисия Олейникова пишет: «Псалтирь - священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание её разнообразно: в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем, и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога.

2. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что благолепны псалмы Израилевы, и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем. Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

3. Для домашнего и богослужебного употребления Псалтирь издается с разделением на кафизмы, при этом после каждой кафизмы полагаются тропари и молитвы. Чтение Псалтири отцы Церкви считают занятием в высшей степени душеполезным и богоугодным. Царь и пророк Давид изрекает в псалмах пророчества, увещания и законоположения и предлагает то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Мессии. Имеется множество толкований псалмов Псалтири святыми отцами Церкви, а также советы и наставления святых отцов относительно чтения псалмов. С некоторыми из них и знакомит читателей эта книга.

4. Как отмечает составитель, все псалмы имеют цифровое обозначение, но кроме того, над многими из них встречаются надписания, которые означают, что данные псалмы написаны - один Давидом, другой Соломоном и т.д. Кроме Давида и Соломона в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асифа, Емана, Идифума и сынов Кореевых. Это показывает, что среди авторов псалмов были и указанные лица. По времени и обстоятельствам происхождения, а также по количеству написанных псалмов, последние распределяются следующим образом.

5. Моисею принадлежит один 89-й псалом, написанный им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и приближении к обетованной земле, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе были моложе 20 лет. Гибель всех остальных обьяснялась неверностью и оскорблением Бога во время этого странствования. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека. Эти три мотива: благодарственно-скорбно-молитвенный являются преобладающими во всем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими.

6. Давиду принадлежат как автору 78 псалмов. Как говорит составитель, нельзя не отметить той особенности, что во всех псалмах Давид остается верен своему теологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни людей и природы, так и в области отношений Бога к человеку и человека к Богу. Там, где холодный ум видит только ряд обыкновенных явлений и предметов, Давид умел найти, указать и оценить красоту, направляя тем самым дух человека к высшему миру постижения Божественной гармонии. Соломону принадлежат три псалма. Этот царь мыслитель, философ-аналитик, тонкий наблюдатель с сильно развитой логической способностью построения мыслей, написал свои псалмы: 71-й при восшествии на престол. 126-й - по окончании построения храма и 131-й - по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм.

7. Имя Асафа встречается в надписании над 12-ю псалмами. Исаф - это левит времен Давида. Вместе с четырьмя своими сыновьями он начальствовал над 4 чредами певцов Давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения перед скинией на Сионе. Этот современник Давида также владел поэтическим талантом и был творцом некоторых псалмов, которые наравне с псалмами Давида вошли в церковно-общественное употребление. Все псалмы с именем Асафа отличаются тоном настойчивого увещания, обращенного к евреям для их вразумления. С этой целью автор вводит в содержание псалмов много исторических элементов и любит изображать Бога, как всеправедного Судию.

8. Другие имена авторов псалмов: Еман, племени Каафы, Ефану из племени Мерари и сыны Кореевы. И еще 44 псалма принадлежат неизвестным авторам. Все псалмы делятся на хвалебно-благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские. Разъяснять Псалтирь стали еще с первых веков христианства. Псалмы толковали святой Ипполит мученик, Ориген, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иларий, блаженные Иероним и Августин и многие другие отцы Церкви. Краткое объяснение псалмов содержит и эта книга.

***

Когда-то, держа в руках Псалтирь, один благочестивый старец Новоафонского монастыря произнёс: «Бог наклонился к сыну своему Давиду и сказал ему то, что он хотел услышать». Псалтирь Давида — одно из одухотворённых писаний Святого Духа, которое откликается на все нужды и обстоятельства человеческой жизни и является благодатью и для Бога, и для людей». Многие подвижники, читая богодухновенные псалмы, прилагали их к молитвам на всякую потребу души. Такой требник, составленный по писаниям святителя Афанасия Великого, завершает и данную книгу.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать