***
1. В этой книге, вышедшей в свет в издательстве «Благовест», приводится краткий путеводитель (краткое содержание) псалмов Давидовых по толкованиям святых отцов Церкви - святителей Афанасия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Нисского, блаженного Феодорита, епископа Кирского, Евфимия Зигабена и других отцов Церкви. В предисловии книги составитель Таисия Олейникова пишет: «Псалтирь - священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание её разнообразно: в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем, и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога.
2. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что благолепны псалмы Израилевы, и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем. Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.
3. Для домашнего и богослужебного употребления Псалтирь издается с разделением на кафизмы, при этом после каждой кафизмы полагаются тропари и молитвы. Чтение Псалтири отцы Церкви считают занятием в высшей степени душеполезным и богоугодным. Царь и пророк Давид изрекает в псалмах пророчества, увещания и законоположения и предлагает то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Мессии. Имеется множество толкований псалмов Псалтири святыми отцами Церкви, а также советы и наставления святых отцов относительно чтения псалмов. С некоторыми из них и знакомит читателей эта книга.
4. Как отмечает составитель, все псалмы имеют цифровое обозначение, но кроме того, над многими из них встречаются надписания, которые означают, что данные псалмы написаны - один Давидом, другой Соломоном и т.д. Кроме Давида и Соломона в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асифа, Емана, Идифума и сынов Кореевых. Это показывает, что среди авторов псалмов были и указанные лица. По времени и обстоятельствам происхождения, а также по количеству написанных псалмов, последние распределяются следующим образом.
5. Моисею принадлежит один 89-й псалом, написанный им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и приближении к обетованной земле, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе были моложе 20 лет. Гибель всех остальных обьяснялась неверностью и оскорблением Бога во время этого странствования. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека. Эти три мотива: благодарственно-скорбно-молитвенный являются преобладающими во всем содержании Псалтири, являясь то в своем чистом виде, то в сочетании с другими.
6. Давиду принадлежат как автору 78 псалмов. Как говорит составитель, нельзя не отметить той особенности, что во всех псалмах Давид остается верен своему теологическому взгляду на все существующее в мире, как в жизни людей и природы, так и в области отношений Бога к человеку и человека к Богу. Там, где холодный ум видит только ряд обыкновенных явлений и предметов, Давид умел найти, указать и оценить красоту, направляя тем самым дух человека к высшему миру постижения Божественной гармонии. Соломону принадлежат три псалма. Этот царь мыслитель, философ-аналитик, тонкий наблюдатель с сильно развитой логической способностью построения мыслей, написал свои псалмы: 71-й при восшествии на престол. 126-й - по окончании построения храма и 131-й - по случаю перенесения Кивота Завета из скинии в храм.
7. Имя Асафа встречается в надписании над 12-ю псалмами. Исаф - это левит времен Давида. Вместе с четырьмя своими сыновьями он начальствовал над 4 чредами певцов Давидовых, был главным распорядителем священной музыки и пения перед скинией на Сионе. Этот современник Давида также владел поэтическим талантом и был творцом некоторых псалмов, которые наравне с псалмами Давида вошли в церковно-общественное употребление. Все псалмы с именем Асафа отличаются тоном настойчивого увещания, обращенного к евреям для их вразумления. С этой целью автор вводит в содержание псалмов много исторических элементов и любит изображать Бога, как всеправедного Судию.
8. Другие имена авторов псалмов: Еман, племени Каафы, Ефану из племени Мерари и сыны Кореевы. И еще 44 псалма принадлежат неизвестным авторам. Все псалмы делятся на хвалебно-благодарственные, молитвенные, учительные и мессианские. Разъяснять Псалтирь стали еще с первых веков христианства. Псалмы толковали святой Ипполит мученик, Ориген, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Иларий, блаженные Иероним и Августин и многие другие отцы Церкви. Краткое объяснение псалмов содержит и эта книга.
***
Когда-то, держа в руках Псалтирь, один благочестивый старец Новоафонского монастыря произнёс: «Бог наклонился к сыну своему Давиду и сказал ему то, что он хотел услышать». Псалтирь Давида — одно из одухотворённых писаний Святого Духа, которое откликается на все нужды и обстоятельства человеческой жизни и является благодатью и для Бога, и для людей». Многие подвижники, читая богодухновенные псалмы, прилагали их к молитвам на всякую потребу души. Такой требник, составленный по писаниям святителя Афанасия Великого, завершает и данную книгу.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим
Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин
РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!