Таинства Церкви. 11 июля. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

11 июля 2020 г.

– Дорогие наши зрители! Скажу откровенно, я очень соскучилась по нашим  беседам, по нашим встречам, по тем священникам, которых я очень давно не видела и которых очень люблю. Знаю, что многие из вас соскучились по нашим программам. Прошла изоляция, мы получили доступ в храмы. Ко мне подходили прихожане и спрашивали, когда же мы начнем наши программы.

Я очень рада, что сегодня мы встречаемся в замечательном храме в честь Трех Святителей в Архангельском. Это совершенно дивный, воздушный храм, украшенный замечательной мозаикой, и здесь служит батюшка, которого мы все очень любим, – отец Владимир Волгин. Сегодня после вынужденной долговременной изоляции мы начинаем новую тему, которую давно обещали нашим зрителям.

– Да, мы уже давно не беседовали с вами, не были рядом, и наконец-то наша встреча свершилась. Тема, которую Вы мне предложили вести, связана с Евангелием, с толкованиями святых отцов Евангелия.Тема оказалась, безусловно, непростой. Если бы я знал, что она непростая, то, наверное, подумал бы тысячу раз, соглашаться на этот проект или не соглашаться. Но, как говорится, после драки кулаками не машут. Надеюсь, будет цикл передач, потому что тема очень глубокая, необъятная и, наверное, превышает тему о Божественной литургии, которой мы посвятили несколько десятков передач. Не знаю, сколько передач выйдет из этого проекта, но, во всяком случае, эта тема более важная, чем Божественная литургия. Я ни в коем случае не уничижаю таинства Божественной литургии. Если бы не было Евангелия, не было бы и Божественной литургии. Если бы Христос не установил таинство Евхаристии, мы и не служили бы и не говорили столь много о ней в наших передачах.

Я остановлюсь на маленькой детали, хотя мы не политики. Хочу поздравить соотечественников с тем, что они проголосовали за поправки в Конституцию. Мало разбираясь в поправках, но изучая их очень поверхностно и не так глубоко, как это делают профессионалы, я хочу главным образом остановиться на одном пункте. Это очень существенная поправка, и она не звучала в Конституции 1993 года – о традициях нашего русского народа; напоминание о том, что Россия воспитывалась на основе богопознания и веры в Бога, вне зависимости от конфессий и религиозных движений в мире. Ведь Россия – не только православная страна. Безусловно, православие является титульной религией России, но есть также и мусульманство, и иудаизм, которые тоже исповедуют Бога и проповедуют нравственные ценности.

Не скрою, и все это прекрасно понимают, что самые высокие нравственные ценности были отображены в Евангелии, вообще в Ветхом и Новом Заветах. Имеются в виду десять заповедей Божиих, данных Моисею на горе Синай богоизбранному иудейскому народу, и лествица восхождения в Царствие Небесное через заповеди блаженств. Они были даны и оставлены нам в Нагорной проповеди.

Поэтому я поздравляю соотечественников с тем, что мы возвращаемся к почитанию, уважению, любви и к своим предкам, и к собственной национальной истории нашего многомиллионного, многоконфессионального и многонационального народа. Поэтому, мне кажется, сейчас, как никогда, нужно проповедовать Евангелие среди неверующих людей, а верующим людям нужно истолковывать Священное Писание Нового Завета на основе святых отцов.

Один из Вселенских Соборов  вынес очень важное постановление, что толковать Священное Писание и говорить проповеди, связанные с толкованием Священного Писания, невозможно от своего ума. Это касается и архиереев, и священнослужителей, говорящих проповеди. Мы все по указанию и постановлению Вселенского Собора должны основывать свои толкования только на основе святых отцов.

Казалось бы, почему такая узость; почему так ограничивают наши возможности в размышлении о Священном Писании, о том же Евангелии, о котором мы начали говорить? Очень просто. Апостол Петр в своем послании свидетельствует, что все Писание написано Духом Святым. Поэтому истолковывать его могут только люди, носящие в себе Дух Святой. Это очень важное указание. Кто из нас мог бы свидетельствовать о себе, что, размышляя над Священным Писанием Нового Завета, Евангелия или апостольских посланий, озарен Духом Святым?

Я вспоминаю свои первые годы, связанные со священническим служением. Конечно, каждое богослужение заканчивалось проповедью. Как-то я остановился и задумался: насколько в корне неправильно я пытался своим бренным умом, не просвещенным благодатью Духа Святого, истолковывать Священное Писание… Есть маленькое оправдание наших опытов (ведь это был не только мой опыт, но опыт многих священнослужителей). Тогда был духовный голод. Не только произведения известных писателей, поэтов не издавались в советское время в силу взглядов коммунистической партии на эти произведения. В свое время запретили даже преподавание Достоевского в школах. Что уж говорить о книгах, связанных с православием, о святоотеческих писаниях. Это было таким дефицитом! Невозможно было найти труды святых отцов, если только по блату тебе не выдадут, предположим, в Исторической библиотеке какие-то книги, связанные со святыми отцами.

– Спецзаказ надо было делать.

– Да. И не факт, что дадут.

– Так получилось, что недавно я пересмотрела одну из серий детского фильма «Кортик». Фильм известный и был очень популярен в свое время. Там мальчик-подросток, пионер говорит: «Мы попов и церкви разрушим». Откуда у 14-летнего ребенка могла появиться такая внутренняя ненависть к Церкви, к попам, к храмам, о которых он ничего не знал? Но это факт. И нам это преподносилось. Это был очень популярный фильм, он часто шел. И, в общем-то, неплохой, приключенческий фильм, но красным маркером проходила мысль, что попов, церкви разрушим.

– Атеистическая идеология была последовательна. И воспитывали нас, можно сказать, с детского сада. Потом в школах мы становились октябрятами, пионерами, комсомольцами и в конечном итоге партийными людьми. Идеология была четко продумана. Поэтому отроки и отроковицы могли выступать с такими лозунгами, о которых Вы говорите.

Вернусь к теме о книжном голоде. Я начинал свое служение в провинции. Уж там тем более невозможно было найти духовную литературу. Помню, издание Библии 1978 года, но у меня его не было. У меня были только иностранные издания Библии. Некоторые иностранцы, с которыми я был знаком, привозили Библию, Евангелие, изданные на Западе, и дарили нам. Но я захотел иметь Библию более крупным шрифтом нашего отечественного издания, и мне, священнику, пришлось написать прошение на имя архиерея на приобретение одного лишь экземпляра Библии. Я получил благословение, но только на один экземпляр. Распространить Библию среди людей было невозможно.

Но если Библия издавалась, то труды святых отцов не издавались. Поэтому часто в проповедях, когда приходилось толковать Священное Писание, мы несли (прости меня, Господи) отсебятину. Например, в одном из посланий апостол Павел говорит, что наша брань против мироправителей, властей и так далее. Но я забыл дочитать слова «духов злобы поднебесных» и во время проповеди (я иногда имел некий запал) сказал, что это касается тех властей, которые сейчас управляют нами, государством, что наша брань, борьба должна быть с ними. Слава Богу, меня не посадили в психиатрическую лечебницу.

– Да, батюшка, Вы рисковали многим.

– И многие другие места из Священного Писания Нового Завета были совершенно непонятны и не могли быть истолкованы моим земным умом, привязанным к этому земному миру, к тем штампам, если хотите, которые связаны с нашей человеческой жизнью.

В 1988 году в Швеции был издан трехтомник толкований Священного Писания Ветхого и Нового Заветов под редакцией Лопухина. Три увесистых тома приблизительно по две тысячи страниц каждый. Я подумал: «Обращусь-ка я к этим толкованиям». Во-первых, я обратил внимание, что святых отцов там упоминается очень мало, в основном это толкование протестантских и католических богословов. Одно это уже насторожило меня. Потом я решил обратиться к толкованию Нагорной проповеди, заповедей блаженств. Мы знаем, что этих заповедей девять. Как же толкует их Лопухин? Он пишет о том, что Христа сопровождали люди разных социальных групп. Среди них были нищие (то есть нищета понималась в буквальном смысле этого слова) люди, не могущие себя пропитать, одеть, потому что у них не хватало достатка и средств на кусок хлеба. Среди них были плачущие. Ведь как много в мире плачущих людей: в связи с собственной неудавшейся жизнью, в связи с кончиной близких родственников, родителей, детей, друзей, в связи с материальным разорением, в связи с какими-то неисцелимыми болезнями. И так далее. Множество причин плача можно привести.

Я не буду перечислять все заповеди, но хочу отметить смысл истолкования Нагорной проповеди Лопухиным. Повторюсь, он говорит о том, что Христа сопровождало много людей из разных социальных групп, и это было как приветствие Христом этих социальных групп. Блаженны нищие, то есть: «Нищие, Я вас приветствую». Блаженны плачущие, то есть: «Здравствуйте, плачущие». Далее: «Здравствуйте, и кроткие, и миротворцы»... Какая глупость! Какое несоответствие с глубиной Нагорной проповеди, воспитывающей наш христианский дух, если мы будем исполнять эти заповеди. Я много раз уже повторял, что невозможно исполнить последующую заповедь, не исполнив предыдущей. Это же лестница, которая любого христианина ведет к духовному совершенству, возводит прямо на небо, в Царствие Божие. К истолкованию этой проповеди мы, конечно, вернемся. Евангелист Матфей излагает Нагорную проповедь в полноте своей.

Или же притча о талантах. Говорят, что нельзя зарывать в землю талант математика, художника или еще какой-либо талант, что нужно его развивать. Вот о каких талантах идет речь. На самом деле люди, опирающиеся на это интеллигентское, так скажем, истолкование, искажают смысл этой притчи. Талант – это то, что объединяет нас. Только одному человеку дано два таланта, а другому – пять. Это говорится о том, что мы имеем те же дарования, что и Бог, только в разной степени. А какое преимущество Господь имеет перед нами, кроме всех прочих? Бог есть любовь, Он носитель совершенной и бесконечной любви. И вот эту искру любви Он вложил в каждого из нас, но в одного человека в большей степени, в другого – в меньшей. Вот эти таланты, эту искру любви нужно каждому христианину приумножать в своей жизни.

– Отец Владимир, большое спасибо! Я сердечно Вас благодарю за то, что Вы не отказались от этой сложной темы. Продолжим в следующей программе.

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 31 октября: 03:00
  • Суббота, 31 октября: 13:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​