Таинства Церкви. Толкование Евангелия святыми отцами. Беседа с прот. Владимиром Волгиным

5 декабря 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
– Сегодня мы вновь находимся в храме Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), который расположен на территории оздоровительного комплекса Управления делами Президента Российской Федерации «Архангельское». Именно из этого храма 26 ноября телеканал «Союз» вел прямую трансляцию Божественной литургии, которую возглавлял настоятель этого храма протоиерей Владимир Волгин.

Батюшка, 26 ноября – день памяти Иоанна Златоуста. Наш телеканал транслировал праздничную Божественную литургию. Я Вас сердечно поздравляю с прошедшим праздником. Это знаменательный праздник для вашего храма. И сердечно благодарю Вас от имени телеканала и от телезрителей за то, что Вы так долго сотрудничаете с каналом во славу Божию, не ожидая никаких наград, и просвещаете наших зрителей. Большое спасибо! Поверьте, такое долгое сотрудничество и такая бескорыстная дружба бесценны. Мы желаем Вам многая и благая лета.

– Благодарю. Взаимно желаю всем многая и благая лета.

– Продолжим разговор на тему, которую начали. Тема очень серьезная и пользуется большим вниманием со стороны зрителей – толкование Евангелия святыми отцами. Вы всегда подчеркиваете, что толковать Евангелие сами мы ни в коем случае не должны. Зрители просили задать Вам вопрос. Когда мы дома читаем Евангелие, все равно возникают какие-то мысли, эмоции, комментарии. Что с этим делать?

– Приведу пример, мало относящийся к этой теме. Допустим, человек приходит в магазин или на рынок и просит полкилограмма чего-то. Продавец не может дать товар, не взвесив его; обязательно надо взвесить на весах, проверить, насколько правильным будет количество товара. Это, конечно, неудачный пример, и я прошу прощения за него. Но есть шкала, на которую мы обязательно должны равняться.

Безусловно, при чтении Евангелия к нам приходят какие-то мысли. Человек обладает умом, разумом, и какие-то фразы или евангельские эпизоды вызывают бурные ассоциации, мысли, но их нужно обязательно соотносить с толкованием святых отцов. Допустим, притча о талантах. О чем она? Люди говорят, что талант – это те дарования, которыми Господь обогатил человека. Например, у человека талант математика, или творческого деятеля, или поэта. Но, оказывается, это очень интеллигентское (если так можно выразиться) толкование притчи. Обратитесь к толкованиям святителя Иоанна Златоуста и сообразуйтесь, правильно ли вы думаете и толкуете это место. Потому что все то, что не от Духа Святого, неверно...

Один из Вселенских Соборов постановил, что даже архиереи, патриархи, священнослужители, все те, кто говорит проповеди на темы Нового Завета, обязательно должны основываться на толкованиях святых отцов. Важно, чтобы у нас не было никакого свободомыслия. Иначе мы станем протестантами, которые свободно, легко и развязно, я бы сказал, толкуют Священное Писание Нового Завета; они облекают все в такую форму, которая выгодна для их протестантской проповеди. Поэтому Церковь очень строго к этому относится; никакого свободомыслия в Церкви быть не должно, и погружение в Священное Писание может быть через святых отцов.

Сравним с иконописью. Ведь художник-иконописец придерживается совершенно особых правил, канонов, и именно внутри этих канонов он может развиваться как художник, как иконописец. Привносить какую-то творческую мысль, творческое видение не запрещается, но делается это внутри канонов, а не за пределами. Это очень важно.

Помню, когда я впервые читал святителя Иоанна Златоуста, он просто перевернул мое сознание, мое понимание Священного Писания в широком смысле этого слова. Конечно, после этого я в особенности стал ориентироваться на толкования святых отцов.

Знаете, я не очень люблю телефон, но сегодня  специально взял его с собой, потому что записал одно остроумное высказывание, отчасти касающееся нашей темы. Один из монахов (некий отец Даниил) пишет: «Вы когда-нибудь спрашивали себя, что было бы, если бы мы обращались с Евангелием так же, как обращаемся с нашим мобильным телефоном? Что было бы, если бы мы носили его с собой, куда бы ни пошли, в наших сумках и наших карманах? Если бы прочитывали его страницы по нескольку раз в день? Если бы бежали обратно, чтобы забрать его, если где-то его забыли? Если бы обращались с ним так, словно не можем без него жить? (А ведь мы на самом деле не можем без него жить.) Если бы дарили его вместо смартфонов и телефонов своим детям в качестве подарка? Если бы читали его во время наших путешествий? Если бы мы сделали его чтение делом первостепенной важности на каждый день?.. Пусть нашим девизом будет: Евангелие – мой лучший друг».

Замечательно и остроумно сказано.

– Простые слова, но очень серьезные.

– Действительно, Евангелие должно сопутствовать нам в жизни. Мы знаем, что и преподобный Серафим Саровский, и многие святые угодники Божии, и многие христиане, не причисленные к лику святых, но старавшиеся жить евангельским духом, всегда носили с собой Евангелие, как мы сейчас носим с собой телефон. Не очень удачная альтернатива, к сожалению. В свое время некий старец говорил, что надо обязательно всегда иметь при себе Евангелие. Некий человек спросил его, как поступать безграмотным людям, которые не умеют читать и не знают, что содержится в Евангелии. И он ответил: перелистывать. Потому что духи злобы поднебесной, видя Евангелие, отступают от этого места и от этого человека.

Это было предисловие. Вернемся к нашей замечательной теме. Я всегда переживаю, потому что тема глубокая и не хочется ошибиться; хочется донести до всех ту евангельскую истину, которая заключена в Евангелии.

В прошлой беседе мы говорили о личности Иисуса Христа. Восьмидесятилетний период советского времени был связан с убеждением коммунистов, идеологов, что Христос – мифическая личность, что Его не было, а для того, чтобы управлять народом, придумали Евангелие и нечто об Иисусе Христе. Но это убеждение, которое распространялось среди нашего народа, ни на чем не основывалось. И немногие углублялись в эти темы. Книги, связанные с богословием, святоотеческие, уничтожались. Очень редко кто имел дома Библию или книги святых отцов.

Была вот такая уловка для людей, чтобы отвратить их от веры. Наверное, главное в большевистской революции – уничтожение веры русского человека во Христа и Пресвятую Троицу. Мы до сих пор переживаем даже не остаточные, а больше чем остаточные болезненные духовные явления, связанные с отступлением русского народа от православной веры. Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил о том, что на протяжении семи десятилетий русский народ велся по пути искусственного расцерковления.

Помню, в советское время, когда я еще не понимал, что такое православие, два-три раза заходил на Рождество Христово в московский костел. Там священник говорил проповедь. Три раза подряд говорил одну и ту же проповедь, но это были замечательные слова, убеждающие людей в историчности личности Иисуса Христа. Ведь разве кто-то сомневается в существовании великих греческих философов, поэтов, драматургов? Хотя они жили за много веков до Христа. Почему же народ сомневается в существовании Иисуса Христа? Ведь исторический образ Господа Иисуса Христа запечатлен в памятниках Священного Писания Нового Завета. А для нас, христиан, это не памятник, а жизнь – без Евангелия мы не можем правильно выстроить свою жизнь, которая вела бы нас к спасению.

Исторических свидетельств о личности Иисуса Христа очень много. Некоторые мыслители, теологи говорили, что наибольшее количество памятников, связанных со Священным Писанием Нового Завета, сохранилось у нас, христиан. И единичные экземпляры сохранились из памятников эллинской культуры; например, эллинской поэзии, драматургии.

В жизни Иисуса Христа невозможно сомневаться, и тому масса свидетельств даже светских людей, которые не были христианами, уж не говорю о святых отцах, о первых христианах, которые жили по-евангельски и старались своей жизнью подтверждать существование Иисуса Христа. Если человек разумный, он должен углубиться в те пророчества, которые оставлены Ветхим Заветом об Иисусе Христе. Некий раввин, исследуя Священное Писание Ветхого Завета, нашел около трехсот пророчеств о Христе, Его жизни, Его рождении, Его проповеди. Даже Его распятие, воскресение и вознесение было засвидетельствовано Ветхим Заветом. Все в этих пророчествах изложено.

Невозможно касаться этой глубокой темы, не погружаясь снова и снова в источники, связанные с жизнью Христа, и, готовясь к нашим передачам, я прочитал, что, оказывается, пророчеств не триста, а четыреста пятьдесят. За много веков до рождения Иисуса Христа пророки объемно, широко, глубоко рассказали нам о Христе.

О ком из основателей религиозных направлений, существующих в нашем мире, были пророчества? Кто пророчествовал о Магомеде, Будде или Кришне? Никто. Поэтому тема, связанная с пророчествами о Христе, с памятниками, связанными с жизнью и деятельностью Христа и историческими личностями, которые упоминаются в Евангелии, – очень важная.

Вы, Любовь Сергеевна, сделали замечательное предложение как-то оформить и издать отдельным изданием эти пророчества. Для людей пытливых, мыслящих это было бы не только интересно, но и важно для формирования духовно-мировоззренческих взглядов.

– Спасибо большое, отец Владимир. Вскоре мы встретимся и продолжим беседовать на эту очень интересную и очень важную для наших зрителей тему.

– Храни всех Господь!

Автор и ведущая программы Любовь Акелина

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 23 января: 03:00
  • Суббота, 23 января: 13:00
  • Суббота, 30 января: 03:00

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
​​